Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

Страница 6

Для работы по развитию речи воспитателю чрезвычайно важно определить, знает ли ребёнок, что такое общие категориальные названия, обобщающие слова, синонимы, антонимы, паронимы, владеет, ли он ассоциативными связями.

Лексические упражнения и задания

- способствуют развитию внимания к изменению смысла и значения слов в зависимости от грамматических категорий, словообразовательных и формообразовательных признаков;

- закрепляют образование связей между словами, формируя тем самым связное высказывание.

Ассоциативные связи

- способствуют развитию речемысленных операций (возможность выбора, отбора и точного употребления слов);

- предполагают развитие вариативности в использовании лексического запаса, свободное владение грамматическими категориями.

С этой целью можно предложить игры «Наоборот»; «Найди братца»; «Отгадай, что это?» (назвать по описанию – жёлтое, овальное, кислое); «Какое слово лишнее?»; «Что к чему подходит?»; «Какое следующее слово?» (дополнить смысловой ряд).

Трудно переоценить значение малых фольклорных форм, образных выражений, метафор, сравнений, омонимов и т. д. Их использование чрезвычайно важно для развития языкового чутья и вариативности лексики. Например: объясни значение; каким словом можно заменить; придумай фразу или ситуацию.

В связном высказывании детей проявляются не только лексические и грамматические особенности, но прежде всего трудности в планировании и правильном структурировании высказывания; возможна замена текста паралингвистическими средствами – мимикой, жестами, выразительными движениями, сопровождающимися эмоциональными возгласами – междометиями.

Определяя отклонения в речевом развитии ребёнка, важно понять отношение самого ребёнка к испытываемым им трудностям. При темпо-ритмических отклонениях внимательно проследить, при каких условиях происходит улучшение либо ухудшение состояния речи (в знакомой, малознакомой, незнакомой обстановке), реагирует ли ребёнок на «нового» собеседника, с кем легче общается – со взрослым или сверстником. В общении воспитатель не только должен анализировать состояние вопросно-ответной системы, диалога, ритмизированных форм, возможностей составления пересказа, речи, сопровождающей продуктивные виды деятельности, но и определить, какие формы и виды речевой деятельности доступны ребёнку.

Своевременное выявление отклонений в речевой деятельности позволит оказать раннюю коррекционную помощь специалистом-логопедом, проводить профилактическую и развивающую работу воспитателем, корригировать личностные особенности детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Познавательно о обучении:

Воображение как психолого-педагогический феномен
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для разв ...

Проблема адаптации ребенка к школе
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе. «Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа соци ...

Перспективы работы с родителями
В начале учебного года во всех коллективах объединения центра были проведены родительские собрания. Во всех объединениях имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок "Работа с родителями". В целях повышения компетентности родителей ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru