При изучении школьных учебных предметов, в частности химии, существенным является применение принципа историзма. Методологическое обоснование этого принципа в познании и обучении прослеживается во многих работах выдающихся педагогов и в трудах крупнейших ученых, создававших химическую науку.
Первые рекомендации по эпизодическому применению в школьном курсе химии фактов из истории науки даны в работах М.М. Васюхновой-Зуммер(1928), С.Г. Крапивина(1929), В.Н. Верховского (1935).
В методике обучения химии существует тенденция все более углубленного толкования понятий «историзма», «исторический подход». Однако с полной уверенностью можно сказать, что на данном этапе отсутствует единство в понимании принципа историзма.
В одних случаях понимание историзма сводится преимущественно к совпадению последовательности изучения определенных разделов школьного курса химии с исторической последовательностью формирования соответствующих знаний в науке (такой точки зрения придерживался В.Н. Верховский).
В других случаях авторы (С.Г. Шаповаленко, Д.М. Кирюшин) высказывали мысль о том, что исторический подход в преподавании химии способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Любое усвоение материала зависит не только от его непосредственного содержания и изложения, но и от возрастных психологических особенностей учащихся, которые определяются конкретно историческими условиями, в которых развивается человек.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.
Старший школьный возраст или возраст ранней юности – период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 9-11 классы средней школы. В этот период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития.
Для старшеклассников при изучении материала не редко на первый план встает вопрос о личностном смысле изучения конкретного предмета. Так, например ученик может задать вопрос о том, для чего он изучает данную тему. Поэтому мы легко можем использовать исторический материал для ответа на этот вопрос. Исторический подход представляет науку в динамике и дает представления не только о значимости событий для развития науки, но и для человеческого общества в целом и индивидуально для каждого.
Принцип историзма в методике обучения химии – это дидактический принцип, ориентирующий учителя на такую работу с учащимися, когда изучаемое вещество, а также предметы, явления, события, связанные с познанием его, рассматриваются в их возникновении и развитии, во взаимосвязи с другими веществами, предметами, явлениями, событиями.
Под историческим подходом следует понимать совокупность конкретных приемов по реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе.
То есть, под историзмом мы подразумеваем, всякое проявление в учебном содержании закономерностей, которые подчеркивают, что достижения современной химии – это результат длительного исторического пути ее развития, продукт общественно исторической практики.
Психологи, изучавшие возрастной период 15-17 лет (Л.С. Выготский, Л.И., Божович, В.А. Крутецкий, Н.С Лейтис, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В., Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащегося. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать доказывать положение, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.
Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналоги, усваивать способы познания общих законов природы и общества.
Использование исторических сведений в процессе обучения является важным элементом гуманизации образования, способствует развитию познавательного интереса.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий управлять ими по мере выполнения. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Современное обучение включает в себя множество фактического материала, а сам процесс обучения сводится к заучиванию формул и уравнений, что естественно не приводит к развитию познавательного интереса у школьников.
Познавательно о обучении:
Возможности инструментальных средств Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР
Общее название программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования простых и текстовых документов, - текстовые процессоры. В настоящее время в России наибольшее распространение имеет текстовый процессор Microsoft Word. Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или прос ...
Самостоятельность как интегративное
свойство личности
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию ра ...
Мышление как познавательный процесс
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, так считают Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Мышление возникает на основе ...