Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы » Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Страница 1

При изучении школьных учебных предметов, в частности химии, существенным является применение принципа историзма. Методологическое обоснование этого принципа в познании и обучении прослеживается во многих работах выдающихся педагогов и в трудах крупнейших ученых, создававших химическую науку.

Первые рекомендации по эпизодическому применению в школьном курсе химии фактов из истории науки даны в работах М.М. Васюхновой-Зуммер(1928), С.Г. Крапивина(1929), В.Н. Верховского (1935).

В методике обучения химии существует тенденция все более углубленного толкования понятий «историзма», «исторический подход». Однако с полной уверенностью можно сказать, что на данном этапе отсутствует единство в понимании принципа историзма.

В одних случаях понимание историзма сводится преимущественно к совпадению последовательности изучения определенных разделов школьного курса химии с исторической последовательностью формирования соответствующих знаний в науке (такой точки зрения придерживался В.Н. Верховский).

В других случаях авторы (С.Г. Шаповаленко, Д.М. Кирюшин) высказывали мысль о том, что исторический подход в преподавании химии способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Любое усвоение материала зависит не только от его непосредственного содержания и изложения, но и от возрастных психологических особенностей учащихся, которые определяются конкретно историческими условиями, в которых развивается человек.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Старший школьный возраст или возраст ранней юности – период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 9-11 классы средней школы. В этот период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития.

Для старшеклассников при изучении материала не редко на первый план встает вопрос о личностном смысле изучения конкретного предмета. Так, например ученик может задать вопрос о том, для чего он изучает данную тему. Поэтому мы легко можем использовать исторический материал для ответа на этот вопрос. Исторический подход представляет науку в динамике и дает представления не только о значимости событий для развития науки, но и для человеческого общества в целом и индивидуально для каждого.

Принцип историзма в методике обучения химии – это дидактический принцип, ориентирующий учителя на такую работу с учащимися, когда изучаемое вещество, а также предметы, явления, события, связанные с познанием его, рассматриваются в их возникновении и развитии, во взаимосвязи с другими веществами, предметами, явлениями, событиями.

Под историческим подходом следует понимать совокупность конкретных приемов по реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе.

То есть, под историзмом мы подразумеваем, всякое проявление в учебном содержании закономерностей, которые подчеркивают, что достижения современной химии – это результат длительного исторического пути ее развития, продукт общественно исторической практики.

Психологи, изучавшие возрастной период 15-17 лет (Л.С. Выготский, Л.И., Божович, В.А. Крутецкий, Н.С Лейтис, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В., Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащегося. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать доказывать положение, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.

Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналоги, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

Использование исторических сведений в процессе обучения является важным элементом гуманизации образования, способствует развитию познавательного интереса.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий управлять ими по мере выполнения. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Современное обучение включает в себя множество фактического материала, а сам процесс обучения сводится к заучиванию формул и уравнений, что естественно не приводит к развитию познавательного интереса у школьников.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Организация проведения зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. Тематический зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выд ...

Особенности развития познавательных процессов в студенческий период
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. В современной психологической литературе можно встретить противоположные точки зрени ...

Механизмы психологических защит
В литературе представлено множество классификаций видов психологических защит. В зависимости от предмета и цели исследования каждый автор предлагает свои идеи. В зависимости от защищающего субъекта и от направленности можно выделить две группы психологических защит. Во-первых, это могут быть соотве ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru