Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы » Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Страница 1

При изучении школьных учебных предметов, в частности химии, существенным является применение принципа историзма. Методологическое обоснование этого принципа в познании и обучении прослеживается во многих работах выдающихся педагогов и в трудах крупнейших ученых, создававших химическую науку.

Первые рекомендации по эпизодическому применению в школьном курсе химии фактов из истории науки даны в работах М.М. Васюхновой-Зуммер(1928), С.Г. Крапивина(1929), В.Н. Верховского (1935).

В методике обучения химии существует тенденция все более углубленного толкования понятий «историзма», «исторический подход». Однако с полной уверенностью можно сказать, что на данном этапе отсутствует единство в понимании принципа историзма.

В одних случаях понимание историзма сводится преимущественно к совпадению последовательности изучения определенных разделов школьного курса химии с исторической последовательностью формирования соответствующих знаний в науке (такой точки зрения придерживался В.Н. Верховский).

В других случаях авторы (С.Г. Шаповаленко, Д.М. Кирюшин) высказывали мысль о том, что исторический подход в преподавании химии способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Любое усвоение материала зависит не только от его непосредственного содержания и изложения, но и от возрастных психологических особенностей учащихся, которые определяются конкретно историческими условиями, в которых развивается человек.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Старший школьный возраст или возраст ранней юности – период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 9-11 классы средней школы. В этот период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития.

Для старшеклассников при изучении материала не редко на первый план встает вопрос о личностном смысле изучения конкретного предмета. Так, например ученик может задать вопрос о том, для чего он изучает данную тему. Поэтому мы легко можем использовать исторический материал для ответа на этот вопрос. Исторический подход представляет науку в динамике и дает представления не только о значимости событий для развития науки, но и для человеческого общества в целом и индивидуально для каждого.

Принцип историзма в методике обучения химии – это дидактический принцип, ориентирующий учителя на такую работу с учащимися, когда изучаемое вещество, а также предметы, явления, события, связанные с познанием его, рассматриваются в их возникновении и развитии, во взаимосвязи с другими веществами, предметами, явлениями, событиями.

Под историческим подходом следует понимать совокупность конкретных приемов по реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе.

То есть, под историзмом мы подразумеваем, всякое проявление в учебном содержании закономерностей, которые подчеркивают, что достижения современной химии – это результат длительного исторического пути ее развития, продукт общественно исторической практики.

Психологи, изучавшие возрастной период 15-17 лет (Л.С. Выготский, Л.И., Божович, В.А. Крутецкий, Н.С Лейтис, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В., Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащегося. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать доказывать положение, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.

Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналоги, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

Использование исторических сведений в процессе обучения является важным элементом гуманизации образования, способствует развитию познавательного интереса.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий управлять ими по мере выполнения. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Современное обучение включает в себя множество фактического материала, а сам процесс обучения сводится к заучиванию формул и уравнений, что естественно не приводит к развитию познавательного интереса у школьников.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Изучение работы ДОУ с семьей
Перспективный план по работе с родителями воспитанников на март неделя Родительские собрания Темы групповых и индивидуальных консультаций Тематика наглядной информации Другие формы работы 1 Родительский форум «Воспитание добротой»   Из опыта семейного воспитания «Труд – лучший воспитатель» Пап ...

Критичность и критическое мышление
Способность критически мыслить была важны во все времена, в XXI веке без неё просто не обойтись. Впервые в истории человечества возникает опасность, что мы способны уничтожить всё живое на нашей планете. Решения, которые мы принимаем как частные лица, и как члены общества отразятся на будущих покол ...

Содержание и анализ анкетирования учителей, РОдителей и учащихся
Нами были разработаны и проведены анкеты для родителей, практикующих учителей начальных классов и младших школьников. Анкета для родителей включает в себя вопросы, имеющих своей целью выяснить, довольны ли они преподаванием математики и видят ли они необходимость во внекласной деятельности. Анкета ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru