Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы

В настоящее время школьное образование находится в состоянии модернизации, которая направлена на повышение его качества, достижение в учебно-воспитательном процессе целостного понимания учащимися окружающей действительности, формирование их компетентности в различных сферах жизни общества, в частности, в культурных ценностях и истории становления современного типа культуры человечества (общекультурная компетентность)

Органическая химия – одна из наук, влияние которой на проблемы современной цивилизации наиболее очевидно и значимо. Именно поэтому анализ развития органической химии и прогнозирование направлений развития её должны входить в качестве обязательной составной части в курсы этой дисциплины. Такой анализ возможен только при диалектическом подходе к органической химии. Предпосылкой к этому должно служить знакомство с её историей, которая является в руках квалифицированного преподавателя незаменимым дидактическим инструментом.

К сожалению, опираясь на соображение о том, что исторический подход далеко не всегда может быть необходим при изучении того или иного раздела школьного курса химии, отдельные методисты не высказываются по поводу полезности ознакомления учащихся с историей процесса познания конкретных веществ человеком.

Причины данного «явления» вполне понятны и объясняются стремлением сделать основной акцент на фактический материал – описание отдельных химических соединений, способов их получения и превращений данного класса соединений. Отсюда вытекает, что в современных школьных учебниках органической химии и хрестоматиях информация по истории этой науки представлена недостаточно, изложение материала практически не носит исторического характера. Исторический подход в практике обучения химии в школе мало используется, несмотря на понимание его роли в повышении мотивации изучения химии, формировании мировоззрения и развитии общекультурной компетентности учащихся.

Решение проблемы использования исторического подхода при изучении органической химии невозможно при отсутствии интереса к изучаемому предмету, что актуализирует значение вопроса по формированию устойчивой мотивации при изучении химии и активизации познавательного интереса учащихся.

Однако решение проблемы повышения познавательного интереса к изучению органической химии в современной школе затрудняется отсутствием единого подхода к её пониманию. Для овладения основами любой науки необходимо знакомство не только с её современным состоянием, но и с историей возникновения и перспективами развития, что и показывает необходимость применения исторического подхода при изучении органической химии.

Актуальность проблемы использования исторического материала для развития мотивации при изучении органической химии подчёркивается отсутствием чёткого плана, способов, средств, методов и приёмов обучения, что способствовало выбору данного направления исследования: “Исторический подход к изучению органических соединений”. Более подробно мы остановимся на изучении углеводородов. Таким образом, тему данной работы можно сформулировать следующим образом: “Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы”.

Цель работы: исследование способов применения исторического материала при изучении углеводородов; разработка методов и приёмов для повышения эффективности применения исторического материала в целях развития мотивации и познавательного интереса к изучению органической химии.

Объект исследования: содержание школьного образования и научно-методической литературы.

Предмет исследования: место и значение исторического материала как средства формирования мотивации и познавательного интереса к изучению углеводородов.

На основании цели и предмета исследования формируется гипотеза: использование исторического материала при изучении углеводородов способствует формированию положительной мотивации, развитию познавательного интереса к изучению органической химии, а также развитию личности школьников и лучшему усвоению школьного материала по химии.

Цель, предмет и объект исследования определили задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации познавательного интереса учащихся посредством применения исторического материала и литературу по вопросам исторического подхода при изучении органических соединений.

2. Провести сравнительный анализ некоторых учебных пособий базового курса химии на предмет содержания исторического материала при изучении углеводородов. Выявить основные тенденции изложения вопросов истории органической химии.

3. Разработать цикл уроков и фрагментов уроков с использованием исторического подхода и дидактические материалы, используемые в процессе изучения основных классов углеводородов.

Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов и приёмов, отвечающих целям, объекту и предмету исследования.

Данная работа состоит из следующих частей: введение, три главы, заключение, библиография, приложение, а также содержит дидактический и справочный материал.

Познавательно о обучении:

Краткая характеристика организации ДОУ №10
Муниципальное образовательное учреждение №10 расположено по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Свободы, 60. Основан детский сад в 1975 году. Педагогический коллектив ДОУ №10 города Красноуфимск стабильный: 90% педагогов работают в детском саду более пяти лет, из них 11 имеют высшую ...

Типологические и возрастные особенности развития личности
Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять ...

Конспекты фрагментов уроков с применением видеоматериалов
Во время нашей преддипломной практики было проведено 14 уроков в 6 «Б» классе и 13 уроков в 7 «А» классе с применением видеоматериалов, но в данном разделе выпускной квалификационной работы мы рассмотрим наиболее яркие, значимые и результативные. Поскольку у учащихся обоих классов был достаточно не ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru