Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и другие. Основной формой организации учебной деятельности является урок – составной элемент классно-урочной системы обучения.
Наиболее общеупотребительная единица классификации уроков – тип.
В соответствии с главной дидактической целью уроки делятся на 5 типов:
1. Урок усвоения новых знаний и умений;
2. Урок совершенствования и применения теоретических знаний и умений;
3. Урок обобщения и систематизации;
4. Контрольно-учётные уроки;
5. Комбинированные уроки.
Исторический материал может использоваться на любом из этих уроков. Для того чтобы учитель мог выбрать наиболее подходящий вариант включения сведений из истории химии в урок, мы предлагаем следующую систематизацию приёмов использования исторического материала при обучении химии в средней школе.
1. Дидактические игры.
Они развивают мышление, вызывают творческую активность, повышают интерес к предмету.
2. Исторический эксперимент.
Исторический подход помогает учащимся правильно оценить роль эксперимента в познании вещества и применении его на производственной деятельности человека, понять деятельность ученого, требующую зачастую самоотверженности исследователя, проникнуться уважением к труду, видеть, что современными достижениями химическая наука обязана в большей мере успехам, достигнутым химиками разных стран в прошлом.
В очень редких случаях исторические эксперименты в оригинальной конструкции могут быть проведены в курсе школьного преподавания. Не говоря уже о трудностях в установке аппаратуры, проведение опытов во многих случаях противоречит современным правилам техники безопасности. Поэтому в развитии исторически ориентированного экспериментального преподавания химии наблюдается растущая адаптация именно экспериментальной аппаратуры к современному лабораторному оборудованию. Разумеется, это лишь в очень незначительно степени передает научные пионерские достижения первооткрывателей, их неустанную жажду познания.
В репродукцию отдельных научных экспериментов включают также крупные технологические достижения. Сюда, прежде всего, относится появление новых принципиальных схем и конструкций в химическом производстве.
В целом, можно сказать, что правильно распределенные в преподавании химии исторические эксперименты не только сообщают учащимся знания о прошедшем (исторический аспект), но одновременно воспитывают уважение к достижениям исследователей прошлого (логика открытия и изобретения: эвристический аспект). Наглядно изображают трудный путь развития, который проделали химия и химическое производство за прошедшие столетия (педагогический аспект).
3. Задачи с историческим содержанием.
Ещё одним методом обучения химии является решение химических задач. Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы:
обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
Познавательно о обучении:
Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая
проблема
Главная функция учения для подрастающего поколения состоит в гностическом характере («гнозис» - знания), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками. В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в учебной деятельности, где познание занимает центральное место, и от пос ...
Развернутые сценарии уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножни ...
Евклидовы «Начала»
В течение двух тысяч лет геометрию узнавали из «Начал» Евклида, либо из учебников, написанных не основе этой книги. Лишь профессиональные математики обращались к трудам других великих греческих геометров: Архимеда, Апполония – и геометров более позднего времени. Классическую геометрию стали называт ...