Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и другие. Основной формой организации учебной деятельности является урок – составной элемент классно-урочной системы обучения.
Наиболее общеупотребительная единица классификации уроков – тип.
В соответствии с главной дидактической целью уроки делятся на 5 типов:
1. Урок усвоения новых знаний и умений;
2. Урок совершенствования и применения теоретических знаний и умений;
3. Урок обобщения и систематизации;
4. Контрольно-учётные уроки;
5. Комбинированные уроки.
Исторический материал может использоваться на любом из этих уроков. Для того чтобы учитель мог выбрать наиболее подходящий вариант включения сведений из истории химии в урок, мы предлагаем следующую систематизацию приёмов использования исторического материала при обучении химии в средней школе.
1. Дидактические игры.
Они развивают мышление, вызывают творческую активность, повышают интерес к предмету.
2. Исторический эксперимент.
Исторический подход помогает учащимся правильно оценить роль эксперимента в познании вещества и применении его на производственной деятельности человека, понять деятельность ученого, требующую зачастую самоотверженности исследователя, проникнуться уважением к труду, видеть, что современными достижениями химическая наука обязана в большей мере успехам, достигнутым химиками разных стран в прошлом.
В очень редких случаях исторические эксперименты в оригинальной конструкции могут быть проведены в курсе школьного преподавания. Не говоря уже о трудностях в установке аппаратуры, проведение опытов во многих случаях противоречит современным правилам техники безопасности. Поэтому в развитии исторически ориентированного экспериментального преподавания химии наблюдается растущая адаптация именно экспериментальной аппаратуры к современному лабораторному оборудованию. Разумеется, это лишь в очень незначительно степени передает научные пионерские достижения первооткрывателей, их неустанную жажду познания.
В репродукцию отдельных научных экспериментов включают также крупные технологические достижения. Сюда, прежде всего, относится появление новых принципиальных схем и конструкций в химическом производстве.
В целом, можно сказать, что правильно распределенные в преподавании химии исторические эксперименты не только сообщают учащимся знания о прошедшем (исторический аспект), но одновременно воспитывают уважение к достижениям исследователей прошлого (логика открытия и изобретения: эвристический аспект). Наглядно изображают трудный путь развития, который проделали химия и химическое производство за прошедшие столетия (педагогический аспект).
3. Задачи с историческим содержанием.
Ещё одним методом обучения химии является решение химических задач. Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы:
обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
Познавательно о обучении:
Причины развития педагогической инновации
Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования: между потребностями развивающейся ...
Исторический аспект патриотического воспитания
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с ...
Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечественном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни ...