Например Кириленко Т.В. в своей работе “Колесо истории химии” уделяет историческому содержанию должное внимание, содержащиеся в ней вопросы весьма интересны, например:
В 670 г. защитники Константинополя сожгли арабский флот с помощью “Греческого огня”. Как вы думаете, что собой представляет “Греческий огонь”? (Смесь серы, угля и селитры или просто чёрный порох).
Однажды в частном пансионате в Казани раздался взрыв. Виновником взрыва оказался мальчик, увлекавшийся химией и организовавший в подвале пансионата тайную химическую лабораторию. За это он был посажен в карцер, а затем введён в столовую с доской на груди. На доске было написано: “Великий химик”. О ком идёт речь? (А.М. Бутлеров, впоследствии ставший действительно великим химиком).
Материал по истории углеводородов представлен в периодических изданиях в виде именных реакций. Например, в одной из своих статей Кролевец А. приводит 13 именных реакций, из которых несколько реакций касаются нашей темы исследования.
Журнал “Химия для школьников” начал издаваться в 2006 г. В каждом номере в рамках рубрики “Страница истории химии” публикуются материалы по истории химии, которые и анализировались на предмет содержания информации, касающейся истории углеводородов.
Задачи с историческим содержанием можно найти в следующих задачниках:
В журнале “Химия в школе” таким задачам уделяется мало внимания: задачи, посвящённые 135-летию со дня выступления А.М. Бутлерова с докладом “О химическом строении веществ” опубликованы в №5, 1994г.
Методический анализ статей и публикаций в журналах “Химия в школе” и ”Химия для школьников”, а также в газете “1 сентября (химия)” показал, что вопросы, касающиеся темы нашего исследования – исторический подход при изучении углеводородов, освещены в недостаточной степени, вопросам истории химии углеводородов уделяется очень мало внимания.
Методических рекомендаций и дидактических материалов, используемых для изучения в школьном курсе химии истории углеводородов, разработано очень мало, а имеющиеся публикации рассматриваются отдельно от основного содержания и с методической точки зрения не имеют чёткого местоположения в конкретном уроке или теме. Вопросы истории, как правило, касаются биографии учёных либо включены в комплекс развивающих и развлекательных мероприятий и рубрик (кроссворды, игры, вечера-конкурсы и т.п.). Конкретных уроков с использованием исторического материала не разработано.
Все имеющиеся разработки, а также недостатки проанализированных работ и публикаций мы предлагаем учесть при составлении рекомендаций по использованию материалов по истории химии в процессе изучения кислородсодержащих органических соединений в виде фрагментов планов урок с историческим содержанием, внеклассного мероприятия и дидактических материалов для учителя и учащихся.
Классическая теория химического строения составляет ту основу, на которой развиваются современные теоретические представления в органической химии, целесообразно изучать ее в историческом плане. Такое построение будет важно в воспитательных целях, так как позволит ярко показать роль А.М. Бутлерова в разработке теоретических основ органической химии.
Познавательно о обучении:
Сущность и типология занимательных задач
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на ...
Отбор форм и методов проведения факультативного курса
Основным методом обучения в средней школе было формальное ведение теории, которая состояла из определенных математических понятий, догматически преподносимых доказательств теорем и решения задач, в большей части носящих искусственный характер. Сложившаяся традиционная система математического образо ...
Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий ...