Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе изучения органических веществ

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы » Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе изучения органических веществ

Страница 4

Книга «Выдающиеся русские ученые химики» содержит биографические очерки о 25 русских ученых химиках. В пособии дается описание жизни и деятельности выдающихся химиков: М.В, Ломоносова, Д.И. Менделеева, М.А. Бутлерова, В.В. Марковникова и др. Каждая биография отражает главнейшие и важнейшие с точки зрения современной науки стороны научной деятельности ученого. Сборник служит хорошим пособием для преподавателей химии и оказывает большую помощь при подготовке к урокам так и в организации внеклассной работы.

В статье Л.А. Дубинина и Н.А. Кадыгрова “О возможностях историко-логического подхода в обучении химии” авторы утверждают, что “главная задача содержательно-логической ориентации обучения химии на основе историко-логического подхода состоит в развитии научного мышления учащихся и формировании у них диалектико-материалистического мировоззрения. Для этого нужно раскрывать возможности школьного курса химии по формированию у учеников представлений о химии как науки исторически возникшей и развивающейся. Учащиеся должны осознать, как то или иное понятие, закон, теория возникли, и какие основные ступени в своём развитии проходили, прежде чем стать тем, чем они есть теперь. Такая ситуация в обучении выступает проблемной и, как показывает опыт, является наиболее общей причиной возникновения у учащихся интереса к приобретаемым знаниям”.

Проанализировав статьи по углеводородам, мы пришли к выводам, что исторический аспект крайне редко затрагивается и практически не освещается авторами в периодических изданиях.

Например, в работе “Обобщающий урок по теме “Предельные углеводороды ”, Филимонова И.П. предлагает разработку урока, включающего задания различного рода, в том числе и тестовые, но они не несут исторического содержания.

Некоторые авторы предлагают использовать исторические сведения во внеклассных мероприятиях и дидактических играх. Так, например, Н.А. Гневина предлагает разработку конкурса эрудитов «Именные реакции в органической химии» для учащихся 10-11 классов, на котором особое внимание обращается на вклад ученых в развитие органической химии. Конкурс состоит из трех этапов:

Первый этап – «Вклад зарубежных ученых в становление и развитие органической химии». Вопросы предлагаются участникам команд попеременно. Примеры вопросов:

Какой ученый разработал основы современного метода определения углерода и водорода в органических веществах?

Какой ученый установил, что углерод в органических соединениях четырехвалентен?

Что такое синтез Вюрца? (Взаимодействие галогеналканов с натрием)

Как в органической химии называют метод алкилирования или ацилирования ароматических углеводородов в присутствии катализатора хлорида алюминия? (Реакция Фриделя – Крафтса)

Что такое реакция Дюма? (Способ получения алканов из солей карбоновых кислот)

Второй этап – « Соревнования эрудитов» - учащиеся выбирают листы с вопросами конкурса и поочередно отвечают на них, записывают уравнения реакции на доске.

С именем этого ученого связана целая эпоха в истории отечественной химии. Будучи патриотом своей Родины, он вошел в ее историю как деятель науки, который в критические для своей страны моменты без колебания становился на ее защиту. Так было в истории с противогазом в Первую мировую войну, с синтетическим бензином — в Гражданскую и авиационным топливом — в Великую Отечественную. В период 1941-1945 гг. это был не просто химик-исследователь, он уже возглавлял едва ли не самую большую в стране научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетических каучуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Содержание логопедической коррекционной работы и методические рекомендации для работы с детьми
Система оказания помощи детям с таким «букетом» трудностей определялась комплексом проблем, стоящими перед этими детьми. Это не только обучение чтению и письму, но и достижение социальной адаптации. Перечисленные трудности обусловлены комплексными причинами дезадаптации этих детей. Это - большой си ...

Методы психологического воздействия на учащихся
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериальног ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru