Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе изучения органических веществ

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы » Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе изучения органических веществ

Страница 4

Книга «Выдающиеся русские ученые химики» содержит биографические очерки о 25 русских ученых химиках. В пособии дается описание жизни и деятельности выдающихся химиков: М.В, Ломоносова, Д.И. Менделеева, М.А. Бутлерова, В.В. Марковникова и др. Каждая биография отражает главнейшие и важнейшие с точки зрения современной науки стороны научной деятельности ученого. Сборник служит хорошим пособием для преподавателей химии и оказывает большую помощь при подготовке к урокам так и в организации внеклассной работы.

В статье Л.А. Дубинина и Н.А. Кадыгрова “О возможностях историко-логического подхода в обучении химии” авторы утверждают, что “главная задача содержательно-логической ориентации обучения химии на основе историко-логического подхода состоит в развитии научного мышления учащихся и формировании у них диалектико-материалистического мировоззрения. Для этого нужно раскрывать возможности школьного курса химии по формированию у учеников представлений о химии как науки исторически возникшей и развивающейся. Учащиеся должны осознать, как то или иное понятие, закон, теория возникли, и какие основные ступени в своём развитии проходили, прежде чем стать тем, чем они есть теперь. Такая ситуация в обучении выступает проблемной и, как показывает опыт, является наиболее общей причиной возникновения у учащихся интереса к приобретаемым знаниям”.

Проанализировав статьи по углеводородам, мы пришли к выводам, что исторический аспект крайне редко затрагивается и практически не освещается авторами в периодических изданиях.

Например, в работе “Обобщающий урок по теме “Предельные углеводороды ”, Филимонова И.П. предлагает разработку урока, включающего задания различного рода, в том числе и тестовые, но они не несут исторического содержания.

Некоторые авторы предлагают использовать исторические сведения во внеклассных мероприятиях и дидактических играх. Так, например, Н.А. Гневина предлагает разработку конкурса эрудитов «Именные реакции в органической химии» для учащихся 10-11 классов, на котором особое внимание обращается на вклад ученых в развитие органической химии. Конкурс состоит из трех этапов:

Первый этап – «Вклад зарубежных ученых в становление и развитие органической химии». Вопросы предлагаются участникам команд попеременно. Примеры вопросов:

Какой ученый разработал основы современного метода определения углерода и водорода в органических веществах?

Какой ученый установил, что углерод в органических соединениях четырехвалентен?

Что такое синтез Вюрца? (Взаимодействие галогеналканов с натрием)

Как в органической химии называют метод алкилирования или ацилирования ароматических углеводородов в присутствии катализатора хлорида алюминия? (Реакция Фриделя – Крафтса)

Что такое реакция Дюма? (Способ получения алканов из солей карбоновых кислот)

Второй этап – « Соревнования эрудитов» - учащиеся выбирают листы с вопросами конкурса и поочередно отвечают на них, записывают уравнения реакции на доске.

С именем этого ученого связана целая эпоха в истории отечественной химии. Будучи патриотом своей Родины, он вошел в ее историю как деятель науки, который в критические для своей страны моменты без колебания становился на ее защиту. Так было в истории с противогазом в Первую мировую войну, с синтетическим бензином — в Гражданскую и авиационным топливом — в Великую Отечественную. В период 1941-1945 гг. это был не просто химик-исследователь, он уже возглавлял едва ли не самую большую в стране научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетических каучуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Виды и формы деятельности
коллективно-творческие дела; игровые программы, игры, конкурсы, концерты; индивидуальные и групповые беседы; психологические тренинги; командная (отрядная) работа; работа в классах – мастерских; нетрадиционные формы работы. Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения Педколлект ...

Изучение развития детей группы компенсирующей направленности
Списочный состав детей экспериментальной группы экспериментальная группа «звездочки» № п/п Имя Ф. Возраст Заключение Арина Х. 6 Дислалия Лилия Я. 5,5 Дислалия Альбина Х. 5,6 Дислалия Ильнур Ш. 5,6 Дислалия Марат С. 5,8 Дислалия Денис И. 5,11 Дислалия Данис Ш. 5,9 Дислалия Карина Ф. 5,6 Дислалия Аму ...

Направление научных исследований
Основными направлениями исследований являются: 1. Научно-технические, связанные с решением крупных фундаментальных проблем в различных областях науки. 2. Производственно-технические, направленные на решение крупных проблем развития и совершенствования производства и сбыта, повышения технического ур ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru