Существует серия научно-популярных книг, под заголовком «Мир знаний», в которых в доступной форме рассказывается об истории развития и становления различных теорий, а также об учёных, например, в 2-хтомнике «Великие химики» можно найти информацию о жизни наиболее известных ученых-химиков, об их открытиях. Эти книги можно рекомендовать для чтения учащимся.
Знакомство с биографиями учёных, их научными подвигами способствует формированию у школьников нравственных качеств, таких, как любовь к труду, целеустремлённость, стремление к творчеству, знаниям.
Кроме того, есть очень много литературы непосредственно по истории химии, которая может помочь учителю в самообразовании, а также в подготовке уроков и внеклассных мероприятий с использованием исторических сведений.
Достаточно полная информация о развитии теорий содержится в книгах: “Становление химии как науки” под редакцией Г.В. Быкова, “История органической химии” Г.В. Быкова, выходящие в серии ”Всеобщая история химии”.
В книге А. Азимова “Краткая история химии” автор знакомит читателя с предметом химии, историей возникновения и развития основных идей и представлений в науке.
Существует биографический справочник «Выдающиеся химики мира» под редакцией профессора В.И. Кузнецова, который содержит 1200 кратких биографических статей об отечественных и зарубежных ученых, а также «Хронологию важнейших событий и открытий в химии». Она дает возможность в общих чертах представить картину развития химических знаний на протяжении почти 2-х тысячелетий. Также есть библиографический указатель «Выдающиеся химики мира» Мусабекова Ю.А. и Черняка А.Я Цель книги – ознакомить читателей с жизнью и деятельностью крупнейших химиков мира и указать литературу, которая поможет углубить и расширить полученные знания. Авторы предоставляют 56, посвященных биографических очерков и соответствующих им библиографических материалов.
Краткие биографические сведения о великих химиках, внёсших значительный вклад в развитие этой науки с момента её возникновения по XX в. Можно найти в книге «Биографии великих химиков» под редакцией Г.В. Быкова. Книга является одновременно биографическим справочником и своеобразной историей химии: включенный в него материал выходит за рамки жизни и деятельности того или иного творца науки; в каждом очерке содержатся сведения и о других химиках – современниках главного героя, дается характеристика состояния химии данной эпохи.
Материал о жизни и деятельности русских, в том числе советских, ученых можно и нужно использовать для патриотического воспитания, для показа их приоритета в открытии ряда фундаментальны законов и явлений, решения стратегически важных практических вопросов. Большое значение имеет исторический материал для интернационального воспитания. Для этого в содержание курсов включают сведения о зарубежных ученых, позволяющие отразить международный характер химической науки. Для этого можно использовать учебное пособие «История химии» Н.А. Фигуровского. Данное пособие отличается от обычных историко-научных монографий тем, что изложение истории крупнейших открытий и исследований всюду сопровождаются краткими биографическими справками, посвященными авторам этих открытий и исследований, или же просто указаниями о времени их жизни; а также в курсе выделены особые главы о развитии химии в России и в СССР[90]. В книге Ю.И. Соловьева «История химии в России. Научные центры и основные направления исследований» есть сведения о научных школах России, о знамениты русских ученых, об их работах, учениках и последователях. Эта книга раскрывает огромный вклад русских ученых в развитие науки, ведь их научные открытия и достижения выходят далеко за пределы только национальной истории химии.
Познавательно о обучении:
Вопросы для диагностики качества подготовки и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому: 1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано). 2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные — в узком значении слова). З. Задачи интеллектуального развития ...
Система методических приёмов и упражнений,
направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов. На уроке учителя должны интересовать не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых В ...
Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка); Совместные игры – за ...