Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы » Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Страница 2

Наша же задача противоположна – повысить интерес используя не только фактический материал, но и разнообразную интересную и познавательную информацию как о жизни ученых, так и о веществах их истории и методах открытия. Назначение историзма в методике заключается не только в том, чтобы раскрыть диалектику научного познания, например, раскрыть сущность теории строения органических веществ, но и показать методы А.М. Бутлерова, которые лежали в основе его открытия. В связи с этим уместно вспомнить слова П. Лапласа, который сказал, что изучение метода, которым пользовался ученый, совершая открытие, не менее важно и значимо, чем изучение самого открытия. Именно это имел в виду и русский биолог К.А. Тимирязев, когда утверждал, что при изучении истории науки знание о применении нового приема исследования, нового инструмента играет иногда не менее важную роль, чем даже новая идея или новая теория.

Целью среднего школьного образования является не столько конкретное обучение предмету, в частности химии, сколько формирование системы важнейших естественно-научных знаний, умений и навыков, выработка научного мировоззрения и профориентация молодежи.

У старших школьников преобладает учебно-профессиональная деятельность, и на данном этапе развития подростка учитель играет значимую роль. Только учитель посредством учебного материала может помочь развиться полноценной личности и повысить мотивацию учебной деятельности ученика. Поэтому главной задачей учителя является не подача однотипного фактического материала, а умение научить учиться, повысить интерес к учебе, и это можно сделать, разнообразив школьный материал внедрением принципа историзма. А последовательное применение данного принципа позволяет раскрыть эволюцию объектов, понять генетическую связь явлений, т.е. смотреть на каждый вопрос с позиции того, как то или иное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии оно проходило.

Системный, историко-логический подход к изучению(от истории к теоретическим основам и фактическому материалу) позволяет сформировать полноценную, целостную картину изучаемого, показать и доказать его важность. Все это в совокупности позволяет развить полноценную личность.

В традиционном плане обучения содержится очень важное требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его. Систематичность понимается не только как последовательность и преемственность, но и как системность, как отражение в сознании не только понятия или даже закона, а теории и целостной научной картины мира. Для реализации этого принципа важно понять, как сочетаются элемент и система, часть и целое, отдельное и общее.

Естественно, что целое складывается из частей, из отдельных фактов, доказательств, теорем, следствий, но оно не сводится только к ним. Ученик должен, во-первых, овладеть изучаемой теорией как системой, начиная с самих истоков. А во-вторых, из отдельных теорий и других элементов знания, опыта, традиций он должен составить сначала частичную, а затем полную картину мира. И если первая задача еще как-то решается в учебной литературе, на обобщающих уроках, то вторая задача пока не нашла решения.

Психология доказала, что в обучении сохраняются основные этапы исторического процесса познания. Пропуски отдельных из них затрудняют учение.

В целом исторические факты должны:

- быть органически связанными с программным материалом, способствовать его осознанию и закреплению в памяти;

- знакомить с научным методом – переходом «от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному»;

- знакомить с движущими силами развития науки – внутренней логикой ее развития и социальным заказом;

- побуждать интерес к науке.

Методисты отмечают, что использование принципа историзма в освоении курса химии имеет воспитательное значение. К таким методистам относится С.Г. Шаповаленко, по его мнению, огромное воспитательное значение имеет описание роли выдающихся ученых.

Д.М. Кирюшкин и В.С. Полосин считали, что включение в содержание учебного предмета некоторых сведений из истории науки имеет большое образовательное и воспитательное значение. По их мнению, главная задача методики состоит в правильном определении объема исторического материала и способов его использования.

Н.Е. Кузнецова среди принципов отбора содержания и построения школьного курса химии предлагает использовать принцип историзма, т.к. он является исходным в отборе содержания и построении учебного предмета.

Г.М. Чернобельская среди дидактических требований к содержанию школьного предмета химии указывает на важность использования опыта творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Изучение развития детей группы компенсирующей направленности
Списочный состав детей экспериментальной группы экспериментальная группа «звездочки» № п/п Имя Ф. Возраст Заключение Арина Х. 6 Дислалия Лилия Я. 5,5 Дислалия Альбина Х. 5,6 Дислалия Ильнур Ш. 5,6 Дислалия Марат С. 5,8 Дислалия Денис И. 5,11 Дислалия Данис Ш. 5,9 Дислалия Карина Ф. 5,6 Дислалия Аму ...

Урок – литературная композиция
Тема: «Мне все равно эта жизнь полюбилась…» Особенности художественного мира С. А. Есенина. Концептуальная цель курса: развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни Цель урока: познакомиться с творческой биографией поэта, ху ...

Самостоятельное планирование и проведение индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности по заданию логопеда
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с использованием коррекционно-развивающей компьютерной программы « Игры для Тигры» (подготовительный этап) Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание культуры речевого общения. Задачи: -укрепление и совершенствование артикуляционно ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru