Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Новая педагогика » Исторический подход к изучению углеводородов в курсе химии средней школы » Психолого-педагогическое обоснование исторического подхода

Страница 2

Наша же задача противоположна – повысить интерес используя не только фактический материал, но и разнообразную интересную и познавательную информацию как о жизни ученых, так и о веществах их истории и методах открытия. Назначение историзма в методике заключается не только в том, чтобы раскрыть диалектику научного познания, например, раскрыть сущность теории строения органических веществ, но и показать методы А.М. Бутлерова, которые лежали в основе его открытия. В связи с этим уместно вспомнить слова П. Лапласа, который сказал, что изучение метода, которым пользовался ученый, совершая открытие, не менее важно и значимо, чем изучение самого открытия. Именно это имел в виду и русский биолог К.А. Тимирязев, когда утверждал, что при изучении истории науки знание о применении нового приема исследования, нового инструмента играет иногда не менее важную роль, чем даже новая идея или новая теория.

Целью среднего школьного образования является не столько конкретное обучение предмету, в частности химии, сколько формирование системы важнейших естественно-научных знаний, умений и навыков, выработка научного мировоззрения и профориентация молодежи.

У старших школьников преобладает учебно-профессиональная деятельность, и на данном этапе развития подростка учитель играет значимую роль. Только учитель посредством учебного материала может помочь развиться полноценной личности и повысить мотивацию учебной деятельности ученика. Поэтому главной задачей учителя является не подача однотипного фактического материала, а умение научить учиться, повысить интерес к учебе, и это можно сделать, разнообразив школьный материал внедрением принципа историзма. А последовательное применение данного принципа позволяет раскрыть эволюцию объектов, понять генетическую связь явлений, т.е. смотреть на каждый вопрос с позиции того, как то или иное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии оно проходило.

Системный, историко-логический подход к изучению(от истории к теоретическим основам и фактическому материалу) позволяет сформировать полноценную, целостную картину изучаемого, показать и доказать его важность. Все это в совокупности позволяет развить полноценную личность.

В традиционном плане обучения содержится очень важное требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его. Систематичность понимается не только как последовательность и преемственность, но и как системность, как отражение в сознании не только понятия или даже закона, а теории и целостной научной картины мира. Для реализации этого принципа важно понять, как сочетаются элемент и система, часть и целое, отдельное и общее.

Естественно, что целое складывается из частей, из отдельных фактов, доказательств, теорем, следствий, но оно не сводится только к ним. Ученик должен, во-первых, овладеть изучаемой теорией как системой, начиная с самих истоков. А во-вторых, из отдельных теорий и других элементов знания, опыта, традиций он должен составить сначала частичную, а затем полную картину мира. И если первая задача еще как-то решается в учебной литературе, на обобщающих уроках, то вторая задача пока не нашла решения.

Психология доказала, что в обучении сохраняются основные этапы исторического процесса познания. Пропуски отдельных из них затрудняют учение.

В целом исторические факты должны:

- быть органически связанными с программным материалом, способствовать его осознанию и закреплению в памяти;

- знакомить с научным методом – переходом «от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному»;

- знакомить с движущими силами развития науки – внутренней логикой ее развития и социальным заказом;

- побуждать интерес к науке.

Методисты отмечают, что использование принципа историзма в освоении курса химии имеет воспитательное значение. К таким методистам относится С.Г. Шаповаленко, по его мнению, огромное воспитательное значение имеет описание роли выдающихся ученых.

Д.М. Кирюшкин и В.С. Полосин считали, что включение в содержание учебного предмета некоторых сведений из истории науки имеет большое образовательное и воспитательное значение. По их мнению, главная задача методики состоит в правильном определении объема исторического материала и способов его использования.

Н.Е. Кузнецова среди принципов отбора содержания и построения школьного курса химии предлагает использовать принцип историзма, т.к. он является исходным в отборе содержания и построении учебного предмета.

Г.М. Чернобельская среди дидактических требований к содержанию школьного предмета химии указывает на важность использования опыта творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Цель и задачи воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель у ...

Проектное обучение старшеклассников на уроках технологии
Одним из способов влияния на качество трудовой деятельности является включение учащихся в процесс выполнения системы творческих тренинговыx упражнений, моделирующих реальные условия труда. Это особенно важно, так как с помощью таких заданий учащиеся могут попробовать свои силы в самых различных вид ...

Механизмы психологических защит
В литературе представлено множество классификаций видов психологических защит. В зависимости от предмета и цели исследования каждый автор предлагает свои идеи. В зависимости от защищающего субъекта и от направленности можно выделить две группы психологических защит. Во-первых, это могут быть соотве ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru