Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста

Новая педагогика » Процесс обучения математике на факультативных занятиях в классах основной школы » Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста

Страница 1

Средний школьный возраст, особенно 5–7 классы, является наиболее ответственным для учителей и переломным в развитии подростка. В этот период происходит бурный биологический как количественный, так и качественный рост организма.

В физиологическом развитии подростковый возраст характеризуется тремя особенностями:

а) бурным ростом массы тела и отставанием в развитии сердечно- сосудистой системы, что приводит к диспропорции, обуславливающей быструю утомляемость, раздражительность:

б) половым созреванием, которое сопровождается развитием желез внутренней секреции, повышенной возбудимостью, что усложняет работу с подростками:

в) развитием и завершением окостенения скелета и костно-мышечной системы, что оказывает существенное влияние на развитие телосложения подростка.

В психическом развитии подростков происходят большие изменения. Восприятие носит целенаправленный характер, а наглядность служит в большей степени для понимания не только внешних, но и внутренних процессов. Наблюдательность становиться устойчивой чертой личности. В результате учебной деятельности все больше развивается анализирующее восприятие, растет удельный вес восприятия отвлеченного материала, усиливается роль символической наглядности.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей, показательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. И если в младшем школьном возрасте память механическая, а мышление характеризуется соотношением конкретных предметов и явлений, то память подростка носит переходный характер: от механического запоминания предметов и явлений к абстрактно – логической памяти. Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте на переходном этапе онтогенеза, приобретает самостоятельное значение. «Если у ребенка интеллект – это функция памяти, то у подростка память – функция интеллекта», писал Л.С. Выготский. Рассматривая предпосылки дальнейшего развития памяти в подростковом возрасте, Л.С. Выготский писал, что ключ к пониманию этого процесса «надо искать не в тех изменениях, которые происходят в самой памяти, а в тех, которые охватывают отношения памяти с другими функциями».

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Существует одна особенность мышления подростка, важная для понимания работы его памяти. На этом переходном этапе развития человека мышление представлено двумя формами: конкретным (образным) и абстрактным (вербально-логическим). По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые, в свою очередь, более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Эта особенность мышления подростка предъявляет свои требования и к организации процесса усвоения знаний. При подаче учебного материала педагогу следует использовать как конкретно – образные характеристики, логические, абстрактные, понятийные связи и отношения. Причем, использование характеристик, как тех, так и других должно четко соответствовать сложности материала. Вредно как излишне упрощение излагаемого материала, так и его усложнение. «Восход от конкретного к абстрактному, от особенного к общему. Мышление в процессе применения анализа и синтеза и других мыслительных операций вновь возвращается к конкретному, но уже обогащенному знанием общего, знанию многосторонних связей и отношений объектов».

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Познавательная деятельность как средство развития начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование их способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные, от ...

Содержание и методика использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для ни ...

История создания и развития комикса в России
Комиксы – типично американское искусство, точно так же, как блюз и мыльные оперы. Большинство россиян, которых еще в школе приучили к тому, что население Москвы и пригородов – самое духовное и читающее, привыкло говорить о комиксах с большим скепсисом. Но за семьдесят лет своего существования «коми ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru