2. Целостность содержания. Использование термина целостности является естественным для отбора содержания факультативного курса в смысле внутренней взаимосвязи содержания, концентрации его вокруг нескольких основных понятий, законов и методов. Это позволяет сосредоточить усилия учащихся в одном направлении, повышает доступность материала, позволяет за короткое время добиться наибольшей эффективности и качества обучения.
3. Научная и практическая значимость элементов содержания. В решении этой задачи большая помощь может быть оказана, если в факультативный курс будет включена:
- сведения об ученых, занимавшихся решением проблемы:
- история возникновения и постановка той или иной проблемы;
- поиски решения, трудности на пути решения проблемы;
- значимость решения проблемы для развития науки;
- применение полученного результата в других областях знаний;
- применение полученного результата к решению прикладных задач.
Реализация критерия научной и практической значимости содержания факультативных занятий – « раскрытие межпредметных связей изучаемого материала» ученику нужно показать реальные связи и воплощение геометрии в жизни, в природе, в искусстве, в науке и технике. Геометрия должна предстать перед учениками – «не как сухой предмет, подлежащий зубрежке и сдаче на экзамене, а как полное содержания, значения и красоты явление культуры, как наука в ее связях с реальными вещами».
4. Соответствие содержания факультативного курса воспитательным и развивающим целям обучения.
Не всякое содержание способствует достижению целей воспитания и развития учащихся. Надо специальным образом конструировать содержание факультативного курса, включая в него элементы истории, современности, занимательности, красоты математики Занимательность в смысле показа занимательных элементов в самом содержании математики. К ним можно отнести: неожиданный факт, аналогии, примеры, исторические материалы, решение поучительных задач. Еще Н.И. Лобачевский обосновал дидактический принцип» «преподавание, приноровленное к возрасту». Ученый считал, что занимательность – необходимое средство возбуждать, поддерживать внимание, без которого преподавание не будет успешным.
5. Формирование мировоззрения ускоряет у учащихся гражданскую и политическую зрелость. С 5-го класса школьники приобщаются к систематическому изучению научных знаний основ наук. Опираясь на представления о природе, обществе, полученные в начальных классах, учащиеся средней и старшей школы на уроках, во внеклассной и внешкольной работе углубляют и обобщают знания об окружающем мире, объединяют их в целостное представление о природе. Но главное для мировоззрения – комплексный подход к интеграции знаний, развитие диалектического мышления школьников.
6. Соответствие содержания факультативного курса возрастным и индивидуальным особенностям. Эта рекомендация предполагает не только доступность изучаемого материала, уровня трудности изучаемого материала, но и включение в содержание материала, вызывающего повышенный интерес, стимулирующий творческую деятельность, соответствующую уровню развития школьников.
7. Соответствие содержания учебно-методическому обеспечению. Тем самым предполагается что, факультативные занятия охватываются учебными пособиями, научно-популярной литературой, наглядными пособиями и техническими средствами обучения в объеме, достаточном для успешного решения поставленных задач познания.
8. Соответствие содержания имеющемуся времени. Планирование содержания факультативного курса по занятиям, а также соответствие всего объема факультативного курса времени, отведенного на его прохождение.
Рекомендации отбора содержания факультативного курса требуют применения таких методов и форм обучения, которые бы побуждали учащихся к самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности, активизировали бы творчество учащихся.
Познавательно о обучении:
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в ...
Основные направления модернизации образования
В 2002 году в нашей стране принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации российского образования определена главная задача государственной образовательной политики – обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его ...
Методы и формы контроля
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися. Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей зат ...