Можно не требовать от учащихся полного письменного оформления решения задач. При решении задачи ученик может делать только необходимые ему записи. Все вспомогательные вычисления следует проводить здесь же; часть пояснений, которые ученик может сделать устно, он может опустить. Например, при решении задачи на составление уравнения ученик может сразу записать составленное уравнение или сделать минимальные пояснения (записать, какая величина в задаче обозначена буквой, а также выразить через эту букву необходимые величины). Минимальными записями можно ограничиться и при решении геометрических задач.
Для учета выполнения учащимся на зачете обязательных задач учитель ведёт специальную ведомость. В ней указываются номера задач (или характеристика содержания этих задач: деление натуральных чисел, нахождение процента числа и т. д.), выполнявшихся учеником, и отмечается знаком «+» верное выполнение задания, знаком «–» – задание, с которым ученик не справился.
Фамилия |
Зачет № (название темы) |
Зачет № (название темы) |
Задание № 1 2 3 4 |
Задание № 1 2 3 | |
1. 2. |
+ – + + |
В дальнейшем в случае успешной пересдачи задания знак «–» заменяется на знак «+». Заполнять такую ведомость можно в ходе зачета или после его проведения.
Заслуживает внимания опыт учителей, применяющих в своей работе так называемые открытые листы учета знаний, вывешиваемые в классе. В них можно отражать результаты сдачи зачетов. Практика показывает, что такая организация учета итогов сдачи зачетов служит для учеников мобилизующим стимулом, позволяет следить за своим продвижением, четко знать, что из изученного требует доработки.
Способы организации зачетов
1. Урок-зачет
Выделим основные компоненты зачетного урока:
1) уровневая дифференциация заданий;
2) оценочная деятельность учителя;
3) диагностика результата;
4) коррекция знаний и умений.
Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается, нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки учащегося, а во-вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий.
Уровневая дифференциация по В.В.Гузееву представляет собой три уровня предполагаемых результатов:
1) минимальный – решение задач образовательного стандарта;
2) общий – решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями;
3) продвинутый – решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями.
Подготовка и проведение зачетных уроков – дело сложное. В этой работе существенную помощь учителю оказывают экзаменаторы – учащиеся старших классов, заслужившие это звание специальными занятиями с учителем по теме зачетного урока, на котором они будут помогать преподавателю. Перед участием в зачете старшеклассники сами несколько раз отвечают учителю на вопросы по данной теме, подбирают материал для заданий, обсуждают все вместе способы оценивания работ.
В начале зачетного урока учащиеся получают контрольные таблицы, в которых экзаменаторы проставят оценочные баллы за выполнение каждого задания. В результате уже непосредственно в ходе зачета сами учащиеся по приведенной в контрольных таблицах шкале могут оценить свои знания.
Познавательно о обучении:
Логопедическая работа по формированию лексико-семантической
стороны речи у старших дошкольников с ОНР
Формирующий этап проводился в течение сентября по декабрь 2008 г. Коррекционное воздействие осуществлялось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Чтобы коррекционное обучение было эффективным, необходимо соблюдать общедидактические принципы наглядности, доступности, систематичности ...
Формы методического контроля в ДОУ
В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Контроль может различаться по времени и содержанию. По времени: предупредительный/опережающий, оперативный/текущий/промежуточный, итоговый. По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный О ...
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания ...