Программа по изобразительному искусству для 5 класса

Страница 2

- Эмоционально-эстетическое и нравственное развитие (сопереживание добру, радость от общения с красотой и др.)

Актуальность программы

Сфера дизайна, безусловно, актуальна в наше время, но к сожалению не изучается (мало изучается) в школе на уроках ИЗО, наравне с рисунком, живописью, станковой композицией, декоративно-прикладным искусством. Это обусловлено тем, что научить дизайну, довольно объемной по своему содержанию дисциплине, изучаемой в специальных институтах по пять-шесть лет, в школе невозможно. Дизайн относится к конструктивному виду искусства и развивает творческое воображение, креативное мышление, зрительную память, конструктивно-пространственное представление и изобразительные способности ребенка в целом.

Чтобы дать какое-то минимальное представление об этом искусстве, нужно создать имитацию проектной деятельности на уроках ИЗО. Опираясь на методические разработки в этой области авторов: Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Г.Е. Гурова, А.С. Питерских, нами были разработаны упражнения в области графического дизайна составляющие четыре блока: поэтапное решение проблемы создание графического знака (эмблемы), более сложный вариант-создание логотипа (дополнительное задание). Первый блок занятий включает ознакомительную лекцию «Что такое дизайн?», первый практический урок является диагностическим – это урок-тест на чувство правильности конструктивной композиции в листе, также последующие занятия, основная цель которых развитие воображения детей. Основная линия блока игра «Что на что похоже?» смысл, выявить связь объектов природы с вещами придуманными человеком, также придумать новые объекты (предметы, животных и т.п.) Закрепить понятие о таких выразительных средствах в искусстве, как линия и пятно. Второй блок – это серия конструктивных занятий в технике аппликация, оригами. Здесь дети моделируют, вырезают, складывают, наклеивают. Целью представленных упражнений является показать за счет, каких средств можно стилизовать (упростить) форму предмета. Упражнения развивают и креативное мышление, конструктивно-пространственное представление, мелкую моторику рук. Третий блок – «Буква, знак, алфавит», учимся передавать информацию при помощи значков, придумываем тематический алфавит, придумываем значки для школы. Четвертый блок – непосредственная поэтапная разработка графического знака, начиная с натурных зарисовок объекта, стилизации: выявления характерных для него признаков, использования различных техник и приемов (вариантов стилизации), выбор основного решения, создание позитива и негатива знака, цветовое решение. Важно обратить внимание учащихся на образцы эмблемно-знаковой графики, использование метафоры и гиперболы, на обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак. Дополнительное задание - создание логотипа, предполагается кроме ручного рисования, работа на компьютере.

В процессе разработки знака нужно формировать особое отношение к работе.

Первым шагом в этом направлении может быть требование аккуратности, эстетики рабочего процесса, а также выработка у учащихся отношения к своим даже незначительным эскизам как к проектам и творческим замыслам. Поэтому желательно, чтобы учащиеся все свои эскизы и плоскостные макеты сохраняли в специальной папке.

Особенностью программы является установка на творчество и креатив: знания должны стать объектом не воспроизведения, отражения, а творческой переработки, переосмысления, создания нового или творческой рекомбинации старого, требующих участия рук, сердца и интеллекта.

Творчество – это основа человеческой культуры, источник всех материальных и духовных ценностей, созданных человеком на протяжении всей истории своего существования.

Творчество – это прирожденное стремление человека совершенствовать окружающий мир и самого себя, это открытие, создание нового, не существующего ранее.

Творчество – это прорыв из обыденного, рутинного, стереотипного мышления в новые неизведанные области, способность отбросить стандартные решения и заменить другими, художественными и оригинальными идеями.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовныъх ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Креативность (от англ.creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествляется с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности – выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Экспериментирование как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод формирования закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Эксперимент - это "1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в на ...

Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования
Для исследования нами были отобраны две выборки студентов АУЦА: первая группа была представлена студентами 4 курса факультета менеджмента, в чьих занятиях проводились имитационные игры. Вторая группа – это студенты 4 курса факультета журналистики, у них имитационные игры в процессе обучения не испо ...

Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках технологии
Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках технологии позволил нам определить необходимость включения в процесс дифференцированного подхода к учащимся. Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Способные дети могут прове ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru