Программа по изобразительному искусству для 5 класса

Страница 2

- Эмоционально-эстетическое и нравственное развитие (сопереживание добру, радость от общения с красотой и др.)

Актуальность программы

Сфера дизайна, безусловно, актуальна в наше время, но к сожалению не изучается (мало изучается) в школе на уроках ИЗО, наравне с рисунком, живописью, станковой композицией, декоративно-прикладным искусством. Это обусловлено тем, что научить дизайну, довольно объемной по своему содержанию дисциплине, изучаемой в специальных институтах по пять-шесть лет, в школе невозможно. Дизайн относится к конструктивному виду искусства и развивает творческое воображение, креативное мышление, зрительную память, конструктивно-пространственное представление и изобразительные способности ребенка в целом.

Чтобы дать какое-то минимальное представление об этом искусстве, нужно создать имитацию проектной деятельности на уроках ИЗО. Опираясь на методические разработки в этой области авторов: Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Г.Е. Гурова, А.С. Питерских, нами были разработаны упражнения в области графического дизайна составляющие четыре блока: поэтапное решение проблемы создание графического знака (эмблемы), более сложный вариант-создание логотипа (дополнительное задание). Первый блок занятий включает ознакомительную лекцию «Что такое дизайн?», первый практический урок является диагностическим – это урок-тест на чувство правильности конструктивной композиции в листе, также последующие занятия, основная цель которых развитие воображения детей. Основная линия блока игра «Что на что похоже?» смысл, выявить связь объектов природы с вещами придуманными человеком, также придумать новые объекты (предметы, животных и т.п.) Закрепить понятие о таких выразительных средствах в искусстве, как линия и пятно. Второй блок – это серия конструктивных занятий в технике аппликация, оригами. Здесь дети моделируют, вырезают, складывают, наклеивают. Целью представленных упражнений является показать за счет, каких средств можно стилизовать (упростить) форму предмета. Упражнения развивают и креативное мышление, конструктивно-пространственное представление, мелкую моторику рук. Третий блок – «Буква, знак, алфавит», учимся передавать информацию при помощи значков, придумываем тематический алфавит, придумываем значки для школы. Четвертый блок – непосредственная поэтапная разработка графического знака, начиная с натурных зарисовок объекта, стилизации: выявления характерных для него признаков, использования различных техник и приемов (вариантов стилизации), выбор основного решения, создание позитива и негатива знака, цветовое решение. Важно обратить внимание учащихся на образцы эмблемно-знаковой графики, использование метафоры и гиперболы, на обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак. Дополнительное задание - создание логотипа, предполагается кроме ручного рисования, работа на компьютере.

В процессе разработки знака нужно формировать особое отношение к работе.

Первым шагом в этом направлении может быть требование аккуратности, эстетики рабочего процесса, а также выработка у учащихся отношения к своим даже незначительным эскизам как к проектам и творческим замыслам. Поэтому желательно, чтобы учащиеся все свои эскизы и плоскостные макеты сохраняли в специальной папке.

Особенностью программы является установка на творчество и креатив: знания должны стать объектом не воспроизведения, отражения, а творческой переработки, переосмысления, создания нового или творческой рекомбинации старого, требующих участия рук, сердца и интеллекта.

Творчество – это основа человеческой культуры, источник всех материальных и духовных ценностей, созданных человеком на протяжении всей истории своего существования.

Творчество – это прирожденное стремление человека совершенствовать окружающий мир и самого себя, это открытие, создание нового, не существующего ранее.

Творчество – это прорыв из обыденного, рутинного, стереотипного мышления в новые неизведанные области, способность отбросить стандартные решения и заменить другими, художественными и оригинальными идеями.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовныъх ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Креативность (от англ.creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествляется с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности – выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Применение софизмов на уроках математики
Проанализировав соответствующую методическую литературу и задачники, содержащие софизмы, можно сделать вывод, что, во-первых, из всего множества софизмов, далеко не каждый можно использовать на уроке, а во-вторых, в литературе нет строгого разделения ошибочных рассуждений на те, которые можно испол ...

Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности д ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru