Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов

Новая педагогика » Современные методики повышения скорости чтения » Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов

Страница 2

Необходимо соблюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведение прибавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки. Здесь уместно вспомнить слова академика И. П. Павлова, обращенные к молодежи: «Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться перейти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».

Предварительное ознакомление с книгой. При работе над книгой прежде всего необходимо ознакомиться с общим ее построением. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (или переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект или на карточку, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому они принадлежат и из какой работы взяты.

После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.

Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям.

Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится и к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить смысл иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям: иностранных слов, энциклопедическому, философскому, экономическому и другим.

Способы чтения. Следующим этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения [книги]. Существует целый ряд таких способов. Вот некоторые из них.

Просмотр книги. Этот способ применяется обычно при поиске тех или иных сведений, фактов, методов исследования проблемы и т. п. Просмотр научных работ может быть эффективным только при условии, что читатель обладает системой знаний в данной области науки, владеет навыками быстрой ориентации в тексте, выделения основных положений, идей автора, понимания и оценки системы доказательств и фактов [приведенных в книге].

Выборочное чтение. Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. Применять этот способ при изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме нерационально.

Полное, медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используют именно этот способ чтения. Однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен. В процессе такого чтения внимание читателя не концентрируется на основных частях текста. Не выделяются теоретические положения и основные факты, не анализируются система доказательств, логика изложения материала. При таком чтении не происходит совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и искажениями.

Чтение с «проработкой» содержания книги и осмыслением структуры. Это основной, наиболее эффективный способ чтения учебной и научной литературы, обеспечивающий и прочное запоминание информации, и «гимнастику ума». Он предполагает систему работы по анализу текста.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...

Описание примерной программы занятий для развития мышления старших дошкольников средствами нетрадиционного рисования
Цикл занятия проводился в течение месяца с экспериментальной группой состоящей из 10 человек 4 мальчика и 6 девочек, 2 раза в неделю по 25-30 минут. Общее количество занятий -10. Исследовательская работа проводилась по плану экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный этапы, ...

Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме
Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы. Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирован ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru