Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов

Новая педагогика » Современные методики повышения скорости чтения » Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов

Страница 1

Бурно развивающийся мир выдвигает нам все новые и новые требования. И единственный способ им соответствовать – постоянно повышать уровень своего образования. Судите сами: каждые 18 месяцев количество информации в мире удваивается, а наши навыки ее восприятия практически не изменяются со школьной парты. Неудивительно, что мы зачастую не успеваем прочитать все, что запланировали. К счастью, наука тоже не стоит на месте – появляются все новые и новые методики восприятия информации. Овладеть ими несложно, было бы желание.

Чтение учебной и научной литературы - сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Чтение является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством, невозможно. Поэтому самое главное - научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать основное, нужное, творчески применять его в своей профессиональной деятельности.

Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего - умение читать.

Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.

Цели чтения. Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

О приобретении необходимой информации;

О развитии своих способностей, прежде всего, внимания, логической памяти, мышления.

Обе они органически взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста.

Планирование чтения. Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. Прежде всего планируется содержание чтения.

Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо составить список основной литературы, затем либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области знания являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.

Затем составляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изучения проблемы, трудоемкости планируемой работы и сроков ее завершения. Н. Е. Введенский писал, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но при том сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо, работают» .

Календарный план чтения составляется в соответствии с требованиями организации умственного труда, с учетом индивидуальных особенностей своей деятельности, степени подготовленности к чтению научной литературы.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Принципы педагогического взаимодействия
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического вз ...

Урок – литературная композиция
Тема: «Мне все равно эта жизнь полюбилась…» Особенности художественного мира С. А. Есенина. Концептуальная цель курса: развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни Цель урока: познакомиться с творческой биографией поэта, ху ...

Какие учебные материалы мы создаем
Итак, вы познакомились с тремя метаморфозами, которые соответствуют трем подходам к созданию электронных учебных материалов. Каждая метафора и каждый подход в наилучшей степени приспособлены для решения своих специфических педагогических задач. Сопоставляя эти подходы (см. рис.), легко заметить, чт ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru