Ознакомление с природой на занятиях

Страница 3

В средней группе результатом наблюдения на занятии являются новые знания об объекте, способах ухода за ним и т. д. Он может быть представлен как небольшой рассказ-описание наблюдаемого предмета, как выбор способов общения с ним, ухода и т. д. Это может быть развернутый ответ детей на обобщающий вопрос, который требует вновь воспринять объект в целом и вынести суждение о нем (например, после наблюдения за животным воспитатель предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на него и определить, как чувствует себя зверек, почему, как дети догадались об этом). Длительность занятия не должна превышать 15—20 мин. Учитывая, что деятельность наблюдения у детей 4—5 лет еще только развивается, в средней группе хорошо использовать на занятии раздаточный материал. Такие занятия более эффективны, поскольку наблюдаемый объект каждый ребенок получает в руки. Он обследует предмет, учится самостоятельно мыслить, ищет ответ на вопрос воспитателя, опираясь на результат наблюдения. Проведение занятий такого рода требует от воспитателя умений руководить обследовательскими действиями всех детей, одновременно быстро сопоставлять ответ ребенка с особенностями его объекта. Наряду с этим в ходе наблюдения необходимо обобщать ответы детей по каждому выявленному свойству объектов, так как раздаточный материал может оказаться вариативным по отдельным выделяемым признакам.

В процессе наблюдения с использованием раздаточного материала воспитатель особое внимание уделяет обучению детей обследованию объектов. Для этого, давая задание по выявлению того или иного признака предмета, показывает или называет способ обследования, а затем предлагает детям самостоятельно обследовать предмет, проверить результаты и обобщить их. В средней группе могут проводиться как природоведческие экскурсии — в лес, в парк, на луг, на водоем и т. д., так и экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в сад, на огород, в поле. Последние позволяют формировать у детей представления и об объектах природы, и об отдельных видах труда взрослых, результатах воздействия людей на природу.

Для рассматривания на экскурсии отбираются яркие, наиболее отвечающие цели наблюдения объекты. Их должно быть немного (3—5). Необходимо, чтобы все они были привлекательны для детей, доступны восприятию. Например, золотой осенью можно провести экскурсию в парк, где много разнообразных лиственных и хвойных деревьев. Экскурсию хорошо провести в солнечный день, когда наступление осени лучше заметно. На таком занятии можно познакомить детей с ее характерными признаками (еще светит солнце, листья на деревьях разноцветные), поупражнять их в различении и назывании деревьев в осеннем уборе, расширить представления о жизни насекомых и птиц осенью (птицы улетели, насекомые попрятались). На экскурсии надо учить детей пользоваться словами,, обозначающими признаки осени, рассказывать о результатах наблюдения.

После коллективных наблюдений на экскурсии дети охотно собирают семена, плоды, опавшие листья растений. Воспитатель организует игры с этим материалом: «Найти дерево по листу», «От какой ветки эти детки?» и т. д. В конце экскурсии надо еще раз полюбоваться красотой парка, прочитать стихи о золотой осени, подвести итог увиденному.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в ...

Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определен ...

Формирование информационной культуры у школьников в области образовательных услуг
Важным условием успешности взрослого человека является сформированная в школьном возрасте способность общаться, работать с информацией, давать грамотные развернутые ответы на вопросы, осуществлять поисковый вид работы с информацией и многое другое. Информационная среда общества – совокупность инфор ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru