Ознакомление с природой на занятиях

Страница 2

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков с последующим их обобщением. Такой путь ознакомления дошкольников с растениями, животными, неживой природой, сезонными ее изменениями позволяет воспитателю сформировать у детей первоначальную систему представлений о природе.

Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Организуя такие занятия с детьми 5-го года жизни, воспитателю необходимо учитывать особенности этого возраста. Наиболее типичными из них являются следующие: возросшая дробность, дифференцированность (расчлененность) восприятия, умение выделять значительное количество признаков наблюдаемого (до 4—6 признаков). Это могут быть признаки внешнего строения объектов, особенности поведения животных, существования растений. Однако воспитателю надо помнить, что дети 4—5 лет не могут выделять среди наблюдаемых признаков главные и второстепенные, соподчинять их, отделять существенное от случайного. Этому их необходимо учить.

Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приемы руководства деятельностью детей на занятии. Для среднего дошкольного возраста наиболее эффективными приемами наблюдения являются организация обследовательских действий с объектами наблюдения, направленных на выявление сенсорных признаков, использование поисковых действий.

Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, натуральным или изображенным на картинке.

В ходе наблюдения дети могут устанавливать простейшие связи между наглядно представленными признаками объекта, что существенно углубляет восприятие наблюдаемого (например, связь между строением конечностей кролика и способом его передвижения и т. д.). В наблюдение могут включаться и элементы предметного моделирования сенсорных свойств объектов, например модель характера поверхности листьев растения, их величины, расположения и т. д.

Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале занятия перед детьми должны быть поставлены задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Это могут быть ситуация игры, несложная загадка о наблюдаемом объекте, сюрпризный момент. Кроме того, большой интерес у детей вызывают те растения или животные, которые после занятия останутся в группе и за которыми они будут ухаживать.

Результативность наблюдения тесно связана с его планомерностью, упорядоченностью; поэтому воспитатель, готовясь к занятию, должен продумать план наблюдения, приемы его организации.

Планируя ход занятия, важно учитывать и особенности рассматриваемого объекта. Так, например, в занятиях по наблюдению за животными важно продумать организацию проявлений объекта и в соответствии с ней определить логику, последовательность вопросов и заданий к детям. При этом наблюдение за животными должно быть гибким — план его может быть изменен в соответствии с поведением объекта. При рассматривании растений план наблюдения будет более жестким и должен быть определен заранее.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Сущность основных закономерностей в природе
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия значимы при построении методики экологического воспитания детей дошкольного ...

Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельнос ...

Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru