Ознакомление с природой в повседневной жизни

Страница 4

Наблюдая за насекомыми, можно обратить внимание детей на то место, где они наиболее часто бывают, на способы их передвижения, особенности внешнего строения, отметить яркую окраску некоторых из них. Надо научить детей различать жуков, бабочек, мух.

Следует обратить внимание детей на поведение птиц весной: их хлопоты по устройству гнезда, выращиванию потомства. Воспитатель помогает детям установить связь этого явления с потеплением и наличием пищи для птиц. Интересны наблюдения за кошками, собаками, греющимися на солнышке. Воспитатель сообщает детям, что они чувствуют тепло, радуются ему.

Лето. Работа в уголке природы. Летом дети больше находятся на воздухе. Воспитатель напоминает им, что растения и животные уголка природы нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучает выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, удалить с листьев пыль; покормить животных зеленым кормом, вынести на участок морскую свинку, хомяка, пообщаться с ними, покормить травой.

Летом уголок природы может пополняться временными обитателями, за которыми дети вместе с воспитателем ведут наблюдения. Большей частью это мелкие животные: улитка (прудовик, катушка), гладыш, плавунец, личинки стрекозы, лягушки и т. д. Наблюдения за ними интересны, привлекают детей, воспитывают любознательность, пытливость. Большинство из этих животных должны быть выпущены на волю. Катушку можно оставить в аквариуме на зиму для дальнейших наблюдений.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. Большой интерес детей 4—5 лет вызывают летние явления неживой природы. В процессе наблюдений игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов — песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом (тепло, светит солнце), ярких летних явлениях (гроза, небо, затянутое тучами, радуга и т. д.). Воспитатель должен учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими: например, во время грозы дует сильный порывистый ветер, растения гнутся, качаются, дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся; после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д.

Летом предметом внимания детей может быть рост и развитие растений. Дошкольникам этого возраста еще трудно проследить достаточно длительный цикл развития растений. Поэтому, высадив семена цветущих растений в землю, воспитатель организует кратковременные наблюдения за изменениями во внешнем виде растений (появление листочков, бутона, превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т. д.). В ходе наблюдений воспитатель побуждает детей отыскивать не только новое в растущем растении, но и те признаки, которые остались неизменными (форма листьев, характер стебля, цвет бутона и т. д.). Это помогает детям устанавливать связь между наблюдаемыми стадиями. Ребята понимают, что растет одно и то же растение. В такие наблюдения можно включать игровые задания «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Какой цветок вырастет из этого бутона — белый или красный?» и т. д. Наблюдаемые изменения растений необходимо связывать с условиями, в которых они растут (усиление тепла, обилие света, влаги). С детьми средней группы на грядке следует высадить семена огородных растений, кустики клубники. Воспитатель подводит детей к выводу о том, почему растения высаживаются в специально приготовленное место — на клумбу, грядку. Для этого он предлагает сравнить землю на дорожке и на грядке. Используя обследовательские действия (надавить, сделать пальцем углубление и т. д.), дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптана — корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая — посевам в ней удобно расти.

В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода.

Дети наблюдают за состоянием растений после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В процессе выращивания растений малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним и т. д.

Лето — время интересных прогулок. Их необходимо использовать для уточнения уже имеющихся у детей представлений о природе, расширения и углубления знаний о ней.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Условия и пути развития творческих способностей школьников
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...

Приемы стимулирования учебной деятельности младших школьников
Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества приемов по изучению и развитию мотивации можно выделить следующие. 1. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельства ...

Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов
Занятия были проведены в средней и старшей группах дошкольного учреждения. Список детей средней группы: Никитин Влад; Берестень Оля; Петрушина Лиза; Макаров Иван; Падалец Женя; В течение проведения занятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Сказка, предложенная для драмати ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru