Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования » Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления

Страница 4

Объект исследования: познавательная сфера дошкольника.

Предмет исследования: развитие мышления дошкольника средствами нетрадиционного рисования.

Целью исследовательской работы является: изучение возможностей нетрадиционного рисования в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Занятия нетрадиционным рисованием стимулирует развитие мышления дошкольников.

Задачи:

1. Подобрать методы диагностики визуального линейного и структурного мышления старших дошкольников.

2. Осуществить диагностику мышления детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

3. Составить цикл занятий нетрадиционного рисования с целью развития мышления дошкольников.

4. Реализация цикла занятий.

5. Изучить эффективность применения нетрадиционного рисования в развитии мышления дошкольников.

Методический инструментарий: При проведении исследования в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

2. Психодиагностические методы: тест Дж.Равена (прогрессивные матрицы), тест П.Торренса (визуальное линейное и структурное мышление).

3.Методы активного социально-психологического обучения.

4. Методы математической обработки данных: критерий Т — Вилкоксона и G — критерий знаков.

Схема организации исследования:

1) Этап - констатирующий. Мы осуществляли диагностику мышления детей старшего дошкольного возраста при помощи тестов Равена и Торренса. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная.

2) Этап -формирующий. Осуществляли цикл занятий. Была составлена примерная программа развития при помощи нетрадиционного рисования. Занятия проводились в экспериментальной группе два раза в неделю, в течении месяца с детьми старшего дошкольного возраста в количестве десяти человек 4 девочки и 6 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет.

3) Этап — контрольный. Была проведена повторная диагностика мышления детей старшего дошкольного возраста обеих групп, контрольной и экспериментальной.

4) Этап - анализ и интерпретация результатов. Мы провели сравнение и анализ результатов с помощью математической статистики выявления оценки сдвига значений исследуемого признака: Т-критерия Вилкоксона и G -критерия знаков.

Описание методов исследования:

Тест Равена. Прогрессивные матрицы. Визуальное линейное и структурное мышление. Тест был предложен Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году для исследования интеллекта. В тесте Равена используются задания серии А и серии В. Задания серии А позволяют оценить уровень развития визуального линейного мышления. Оно позволяет проводить в уме операции мышления. Линейное визуальное мышление характеризует начальные сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия. Задания серии В — «Структурного визуального мышления». Структурное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть», структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Экспериментальная образовательная программа по ДПИ
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Актуальность про ...

Общие рекомендации к организации дифференцированного зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. 1.Зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два у ...

Контроль знаний и умений учащихся по физике
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся: – диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; – учет результативности отдельног ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru