Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования » Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления

Страница 4

Объект исследования: познавательная сфера дошкольника.

Предмет исследования: развитие мышления дошкольника средствами нетрадиционного рисования.

Целью исследовательской работы является: изучение возможностей нетрадиционного рисования в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Занятия нетрадиционным рисованием стимулирует развитие мышления дошкольников.

Задачи:

1. Подобрать методы диагностики визуального линейного и структурного мышления старших дошкольников.

2. Осуществить диагностику мышления детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

3. Составить цикл занятий нетрадиционного рисования с целью развития мышления дошкольников.

4. Реализация цикла занятий.

5. Изучить эффективность применения нетрадиционного рисования в развитии мышления дошкольников.

Методический инструментарий: При проведении исследования в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

2. Психодиагностические методы: тест Дж.Равена (прогрессивные матрицы), тест П.Торренса (визуальное линейное и структурное мышление).

3.Методы активного социально-психологического обучения.

4. Методы математической обработки данных: критерий Т — Вилкоксона и G — критерий знаков.

Схема организации исследования:

1) Этап - констатирующий. Мы осуществляли диагностику мышления детей старшего дошкольного возраста при помощи тестов Равена и Торренса. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная.

2) Этап -формирующий. Осуществляли цикл занятий. Была составлена примерная программа развития при помощи нетрадиционного рисования. Занятия проводились в экспериментальной группе два раза в неделю, в течении месяца с детьми старшего дошкольного возраста в количестве десяти человек 4 девочки и 6 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет.

3) Этап — контрольный. Была проведена повторная диагностика мышления детей старшего дошкольного возраста обеих групп, контрольной и экспериментальной.

4) Этап - анализ и интерпретация результатов. Мы провели сравнение и анализ результатов с помощью математической статистики выявления оценки сдвига значений исследуемого признака: Т-критерия Вилкоксона и G -критерия знаков.

Описание методов исследования:

Тест Равена. Прогрессивные матрицы. Визуальное линейное и структурное мышление. Тест был предложен Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году для исследования интеллекта. В тесте Равена используются задания серии А и серии В. Задания серии А позволяют оценить уровень развития визуального линейного мышления. Оно позволяет проводить в уме операции мышления. Линейное визуальное мышление характеризует начальные сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия. Задания серии В — «Структурного визуального мышления». Структурное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть», структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом
Что должны знать студенты: формы и структуру групповых дел и групповой деятельности; приемы прогнозирования взаимодействия с воспитуемым; цели, задачи учебной работы и способы их реализации; взаимосвязь культуры педагогического труда и педмастерства на уроке. Что должны уметь студенты: управлять св ...

Конспект на тему: "Конституция России – основной закон нашего государства"
Форма урока: лекция Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве, рассмотреть его признаки и формы правления. Структура урока: организационный момент; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание. Материалы к уроку: Конституция РФ. Текст лекции. 1. По ...

Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе проведения занятий
Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru