Психологический и физиологический аспекты адаптации ребенка к школе

Новая педагогика » Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе » Психологический и физиологический аспекты адаптации ребенка к школе

Страница 3

В. С. Мухина отмечала, что серьезное влияние на взаимоотношения оказывает умение ребенка успешно осуществлять деятельность, которое способствует признанию личности со стороны взрослых и сверстников. «В процессе взаимоотношений, общения между детьми по-новому проявляется их активность, начинают реализовываться притязания, стремление быть признанным».

Я. Л. Коломинский делает вывод о том, что «отношение к ребенку складывается, прежде всего, в совместной игровой деятельности, основывается на оценках взрослого и взаимных оценках сверстников. Наиболее значимыми у «звезд» («Феномен Шахрезады») оказываются следующие черты: умение организовывать игру, сговорчивость при распределении ролей, способность внести в игру что-то новое, обогатить ее сюжет и содержание, хорошее знание игровых традиций и правил и точное следование им. В модели поведения изолированного ребенка автор выделяет качества, мешающие игре: неумение ребенка целенаправленно и спокойно играть, агрессивность в ходе игры и др».

В исследованиях Т. В. Драгуновой подчеркивается, что одним из главных мотивов возникновения дружеских отношений ребят является «интересное общение», разговоры, совместное времяпрепровождение. «…Многие ребята говорят о том, что им интересно общаться с товарищем потому, что с ним интересно разговаривать».

В основе становления взаимоотношений детей со сверстниками лежит уровень развития их самостоятельности. Впервые эта взаимосвязь выявлена в работах А. А. Люблинской, которая рассматривала самостоятельность как специфический способ действий. В развитии самостоятельности автор выделяла следующие фазы: умение действовать самостоятельно в пределах ситуации, умение применять выработанные привычки в однотипных условиях, умение применять выработанные привычки в новых условиях. При этом автор предлагала определить четко и конкретно для каждого возрастного этапа и каждого конкретного ребенка необходимую меру самостоятельности, которая помогала бы избежать негативных реакций.

В исследованиях В. У. Кузьменко самостоятельность понимается как ее личностное качество, сочетающее в себе инициативность, независимость и критичность. Определяя именно такой комплекс структурных компонентов самостоятельности, она исходит из трехмерности целой деятельности, являясь сторонницей деятельностного подхода, считая, что личностные качества проявляются и формируются в деятельности.

Основываясь на работах И. В. Дубровиной, можно говорить о том, что тенденция развития типологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению её выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что «младшие школьники, быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью к различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость или инертность нервной системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью этих свойств. В этих случаях психологические проявления основных свойств нервной системы часто могут носить парадоксальный характер». Например, крайняя степень переутомления может выражаться в повышенной суетливости ребёнка, хаотичной двигательной активности, нарастании возбуждения, нередки агрессивные выходки, бурные эмоциональные реакции, плач и т.п. Встречаются также дети с противоположной внешней картиной поведения: ребенок спокойно-тихий, заторможенный, осторожный, послушный. Однако на уроках обнаруживается, что он не в состоянии длительно сконцентрировать внимание, выполнить задание, требующее повышенного умственного напряжения, сосредоточится в условиях каких-либо помех. На, казалось бы, незначительные замечания может чрезвычайно болезненно отреагировать, обидеться, заплакать. И это также является проявлением повышенной утомляемости, чувствительности, слабой нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...

Динамика изменений уровня развития начал экологической культуры в процессе познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
На основе проведенной системы работы по формированию начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста по результатам диагностики, мы получили следующие показатели, наглядно представленные в таблицах 3 и 4. Таблица 3. Методика экологических знаний дошкольников О. Соломенниковой, ад ...

Методические рекомендации по использованию наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим дл ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru