В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Наиболее последовательно эти моменты акцентированы в типовой программе для 1-6 классов. Особая ценность методико-теоретических основ программы – в ее нацеленности, в частности, на воспитании эстетического чувства – эмоциональной отзывчивости и по отношению к природе. Авторы программы подчеркивают, что уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды. Большое внимание уделено анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а так же природных жанров искусства.
В программе подготовленной под руководством Б.М. Неменского значительное место уделено формированию у школьников нравственно-эстетического отношения к природе. Отмечается необходимость на уроках изоискусства воспитывать у детей обостренное чувство природы средствами искусства и таким образом противопоставить “школу добрых чувств” жестким поступкам по отношению ко всему живому.
Уже с первого класса программой решается задача приобщение ребенка к красоте природы, где особое место занимают такие темы уроков – «Выражение отношения через изображения животных», «Выражение отношения через изображение растений», «Выражение отношения через изображение природы». Во втором классе, где основная тема «Искусство всюду вокруг нас», так же подчеркивается, что опыт общения с родной природой не должен быть забыт, хотя тема природы отступает на второй план. В третьем классе проводятся такие уроки как: «Природа нашей страны», «Пейзаж родной земли», «Гармония жилья с природой».
Программа интересна своим выходом за рамки учебного предмета в широкий мир и окружающую природу, а так же элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотических чувств, любви к Родине. Закрепление этих чувств с помощью искусства требует так же опоры на собственное творчество. Все это существенно как общий фактор экологического и эстетического воспитания, нравственно-гуманистического становления личности.
В программе по музыке подготовленной под руководством Д.Б. Коболевского художественно-эстетическое познание природы в учебной работе занимает значительное место. Уже знакомство детей с сущностью музыкального искусства начинается с образного представления о трех главных жанрах музыки – песне, танце, марше, которые сравниваются с могучими представителями мира природы – тремя китами. Тем самым дети органично приучаются к сопоставлению, ассоциированию образов искусства и явлений жизни, природы. Программа постоянно привлекает их внимание к звуковой характеристики времени дня или сезона, грандиозных картин природы, ее состояний, облика и поведения всевозможных живых существ, что вызывает разнообразные эмоции человека.
Познавательно о обучении:
Проблемы школьного обучения на неродном языке
Общеизвестно, что контингент детей, поступающих на обучение в школу, характеризуется значительной разнородностью в плане их подготовленности к усвоению образовательных программ. Этаразнородность определяется не только теми различиями, которые связаны с особенностями социальной среды, оказывающей вл ...
Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого
воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...
Познавательная деятельность как средство развития начал экологической
культуры у детей младшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование их способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные, от ...