Программа начальной школы по чтению значительное место отводит устному народному творчеству (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). В фольклоре выработалась определенная художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство человека и природы, единство не созерцательное, а активное. Ведь природа раскрывается и через трудовую деятельность человека. В программе для классного чтения 2-го класса записано, что: «тематика чтения складывается из произведений устного народного творчества (русских сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок), произведений русских и современных писателей. Ученики читают рассказы, стихотворения, сказки, басни, загадки о животных, об отношении человека к животным, произведения об осени, весне, зиме и лете, о труде людей в эти времена года. Определяя тематику чтения в 3-м классе, программа предполагает знакомить детей с произведениями устного народного творчества разных народов: сказками, загадками, песнями, пословицами, поговорками. Учащиеся читают рассказы и стихотворения, рисующие картины летней, осенней, зимней и весенней природы, труда людей в эти времена года, жизни животных и растений, бережного отношения людей к природе. Дети знакомятся с произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, М. Горького, с поэзией Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др., с рассказами и сказками ряда зарубежных писателей.(Подласый, 1990).
Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствования человека, доступно детям. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор родной природы, силу души. Уже в 3-м классе составляя пейзаж с простым , нехудожественным описанием природы, можно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы, в нем выражены чувства, которые вызывают эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учит их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработки художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над литературным пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.
Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений. в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например природными, искусство своим присутствием усиливает, углубляет и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности. Особенно значимо такое воздействие на этапе возрастного развития школьников .
Учебные программы школы по предметам художественного цикла, как давно действующие в практике, так и вновь рекомендованные, пока еще не достаточно систематично и неравноценно отражают современные требования, методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно-эстетического отношения к природе. Рассмотрение этих программ приводит к выводу, что при всем различии подходов к воспитанию отношений учащихся к природе, несомненна решающая роль учителя, ведущего данный предмет. Именно от него зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, связанных с восприятием образов природы в искусстве, их эстетической оценкой, соотношением их с ранее полученными впечатлениями от встреч с природными явлениями, а так же стимулирование их творческих действий в условиях учебной работы по искусству.
Познавательно о обучении:
Усвоение знаний учащимися
Усвоение знаний учащимися начинается с воспитания, на основе которого формируются представления. Будут ли представления адекватными воспринимаемым явлениям, предметам, зависит от качества восприятия, его широты, полноты, глубины. Учащиеся приобретают знания, наблюдая предметы и явления, слушая объя ...
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: ди ...
Роль современного географического образования в развитии познавательной
активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...