Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе

Новая педагогика » Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе » Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе

Страница 2

Уже первые наблюдения детей дают им представления об осени как сезонном явлении природы, времени года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Наряду с познанием закономерных свойств природных явлений, дети воспринимают и поэтические картины осени. В дневнике наблюдений детям предлагаются и творческие задания эстетического плана: раскрасить изображенные листья березы, клена, дуба, рассмотреть и составить рассказ по картине «Осенние работы» или по своим наблюдениям «Природа осенью». Детям предлагается отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают. И как проявление заботы о природе, предлагается сделать кормушку для птиц. кормушки для кур своими руками из подручных материалов

Экскурсии в природу также имеют огромное воспитательное значение. Любая экскурсия, прогулки в лес, парк, сквер, сад или даже по городу, способствуют воспитанию в детях чувства прекрасного. В.А. Сухомлинский писал: «….во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе… ».

Готовясь к уроку, по программе «Природоведение» во 2-3 классах, учитель не должен проходить мимо всего того поэтического, глубоко эмоционального, что дает детям природа, ее картины, образы, краски. Включение в учебный процесс на уроках сочетания яркой характеристики природных явлений с художественным образом произведения, народной пословицей, поговоркой, загадкой поможет детям еще глубже воспринимать эти явления, полюбить родную природу. И столь же важно давать детям постоянное ощущение связи того, что они изучают на уроке, с тем, что они видят, делают, создают за порогом школы.

Природоведение в начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследователями, друзьями. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество – все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом.

Эстетическое воспитание, при общении с литературой, есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно – творческих способностей школьников. Младший школьник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней в школе на уроках чтения и внеклассных беседах по литературе. Отличительной психологической чертой младшего школьника является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсно становиться на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять.

На уроках чтения учителю предоставляются большие возможности показать школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, в словах, звуках, красках. Это помогает детям мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активный словарь и речь. Литературный пейзаж может быть использован для развития у младших школьников нравственных и патриотических убеждений, эстетических понятий, для обогащения их ощущений, восприятия, представлений, мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаются в работу и чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать, но и осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, что неправомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленного воздействия. Пейзаж облагораживает, «очеловечивает» чувства, но изменения в духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Развитие портрета в русской живописи
Первая половина 19 в. – время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии кл ...

Методика работы по раскрытию софизмов
Предъявление софизма сопровождается заданием «Найти ошибку». Необходимое условие применимости того или иного математического софизма состоит в наличии у школьников предпосылок для раскрытия этого софизма, т.е. должна быть некая база математических понятий, которой учащиеся могли бы воспользоваться ...

Анализ результативности реализации модели гражданского воспитания
Анализ реализации модели гражданского воспитания позволил сделать вывод о том, что многие задачи решены и продолжают успешно решаться. Это стало возможным в условиях функционирования гуманистической воспитательной системы, учитывающей возможности учащихся, ориентированной на удовлетворение их разно ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru