Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении

Новая педагогика » Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении » Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении

Страница 2

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким- либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Процесс реабилитации и воспитания в детском интернатном учреждении – это единая педагогическая система, взаимосвязанная и взаимообусловленная. Оба процесса определяют необходимость создания таких связей и отношений между детьми и взрослыми, которые обеспечивали бы условия «нормального» развития ребенка, вынужденного в силу тех или иных обстоятельств жить вне семьи. Объединение их потенциалов и есть педагогическая цель детского учреждения.

Единый реабилитационно - воспитательный процесс, организованный взрослыми, проходит успешно, если опирается на такие педагогические принципы:

принцип признания ребенка, подростка субъектом педагогической реабилитации;

принцип целостно – смыслового равенства ребенка и взрослого;

принцип восстановления ребенка, подростка как субъекта ведущей учебной и игровой, социально – коммуникативной и профессионально - познавательной деятельности;

принцип креативности, творческого начала в реабилитационном процессе воспитания;

принцип личностно – ориентированной помощи и педагогической поддержке.

Морозов В. определил следующие реабилитационные задачи, решение которых требует особого внимания педагогов интернатных учреждений:

разрушение сложившегося стереотипа воспитанника интернатного учреждения как неблагополучного, преодоление его обезличенности через создание адекватных условий развития его личности и индивидуальности;

восстановление активности растущего человека как субъекта своей жизнедеятельности, придача ему уверенности, самоуважения, веры в свои силы, чувства безопасности;

восстановление социальной значимости и на этой основе выстраивание социально – ценных жизненных планов;

восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;

восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;

восстановления утраченного здоровья в процессе обучения и воспитания, как одна из важных основ педагогической реабилитации.

По мнению Б.А. Куган, индивидуальная комплексная реабилитация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

а) социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о рождении, справка о прописке и т. п.); сбор информации об уровне социально-бытовой реабилитации; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиальн ...

Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за объектами живой природы
Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на ...

Педагогическая инновация - как научная категория
Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают обще ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru