Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 1

Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале.

Л.Н. Толстой

1. Преимущества и недостатки способов разрешения конфликтов

2. Технология управления межличностными конфликтами

3. Тренинг по анализу конфликтной ситуации и разрешению конфликта

4. Пути ликвидации последствий конфликта

Проверка теоретических знаний

Раскройте сущность конфликта и конфликтной ситуации?

Существуют ли какие-либо признаки наступающего конфликта? Ответ обоснуйте.

Чем отличаются бытовые конфликты от профессиональных? Детские от психологических?

Какие существуют стадии развития конфликта? Приведите примеры этих стадий.

Какие существуют способы разрешения конфликтов? Приведите примеры.

Как вы поступаете в конфликтной ситуации?

Какова ваша стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации?

Левитан К.М. считает: «В конфликтной ситуации целесообразно руководствоваться принципами, на которых строится каратэ:

Перед боем ты должен быть подобен озеру в лесной глуши, спокойному, не колеблемому ветром чувств, например злобы, ненависти, страха. Почему? Потому что только в такой поверхности, неискаженно отразится твой противник. Ведь ты хочешь победить, не так ли? А для этого надо видеть очень точно, порой куда точнее, чем он сам видит себя.

Лучший бой тот, который не состоится».

Насколько убедительны, на ваш взгляд, советы, столь образно сформулированные?

Преимущества и недостатки способов разрешения конфликтов

В практике довольно часто учителя даже не представляют, что они пользуются каким-то особым «способом» для разрешения конфликта. Они просто делают как получится. Точно так же не осознаются связи между поведением педагога в конфликтной ситуации и последующим поведением школьников. Поэтому очень важно ясно представлять последствия применения этих способов.

Проанализируйте преимущество и недостатки способов разрешения конфликтов (авторы Крупенин А.Л., Крохина И.М.).

Сравните результаты вашей работы с точкой зрения исследователей, занимающихся данным вопросом.

Преимущество и недостатки способа подавления.

Он может быть эффективным в экстремальных ситуациях («Не пей, это серная кислота!»)

Это может быть один из немногих способов для управления большими группами людей («Дискотека окончена, двери закрываем через пятнадцать минут. Просим всех покинуть помещение»).

Этот способ вызывает негодование и сильную враждебность проигравшего к выигравшему. Никому не нравится, когда им командуют и когда его потребности не удовлетворяются.

Он требует сильного принуждения со стороны выигравшего. А когда оно прекращается, проигравший перестает подчиняться.

Данный способ приучает проигравшего перекладывать ответственность на победителя, ограничивается инициативность и личностный рост.

Способ подавления развивает подчинение страха, неспособность и нежелание кооперироваться и действовать с кем-то.

Данный способ ограничивает креативность, творчество, активность школьников. Инновации редко возникают в атмосфере страха и репрессий.

Он не способствует формированию у школьников собственных моральных норм, вырабатывает наплевательское отношение ко всему.

Не дает развиваться самоконтролю и самодисциплине учеников. Никому не нужен самоконтроль, если вас жестко контролируют со стороны.

Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя («Я тебя наказал, а теперь переживаю).

Данный способ требует применения власти для того, чтобы добиться подчинения.

Данный способ часто вызывает негативные чувства у школьников: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной незначимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результате они могут прибегать к различным «лекарствам» для избавления от этих чувств: сопротивление, бунт, отмщение, ложь, ябедничество, обвинение других, любовь к победе, ненависть к поражению, избегание, фантазирование.

Преимущество и недостатки способа уступки.

Это быстрый способ – вы просто игнорируете нежелательное поведение (самоустранение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата
В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная ...

Методы психологической диагностики школьников
В процессе обучения большое значение имеет выра­ботка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются ...

Особенности употребления имен прилагательных школьниками с интеллектуальными нарушениями
Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными. Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современн ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru