Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 5

Доказано, что наличие и характер конфликта зависят от уровня группового развития. Чем выше этот уровень, тем в меньшей степени индивидуалистические интересы становятся причиной внутригрупповых конфликтов. Предметно-деловые противоречия значительно реже ведут к нарушению межличностных отношений.

Компромисс не может строиться на аморальных основах. Этому помогает гласность. В разборе конфликта должны принимать участие общественные организации учителей и учащихся. Если же в конфликт вмешивается администрация и, не вводя конфликтующих и общественность в разбор дела, сообщает им о принятом закулисно решении, возникший инцидент не только не гасится, но усиливается нервозность, создается почва для новых дрязг и склок.

А вот демократический подход, широкая гласность, учет конкретной реальности, мягкое и уважительное отношение к обеим сторонам при твердых доводах и решительной аргументации помогают успешно разрешить конфликтную ситуацию, укрепить коллектив, предупредить возможные споры и распри, добиться нормальных взаимоотношений в школе.

Объективизация конфликта. Следует рассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.

Погашение эмоционального возбуждения. Поочередно приглашая к себе всех участников конфликта, учитель дает им возможность полностью выговориться. Здесь необходимо проявить терпение, не торопить и не перебивать говорящего. Желательно поддержать его и эмоционально. Причем эмоциональная поддержка (сочувственное выражение лица педагога, как будто случайно вырвавшееся участливое междометие, соболезнующая односложная реплика, жест) совсем не говорит о согласии с поведением человека. Сочувствие и согласие - совсем не одно и то же. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельно вспоминает, что у его «противника» есть и хорошие стороны характера и что, хотя он и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче. Умиротворенный разрядкой участник конфликта легче принимает доводы учителя.

Авансирование похвалой. Сочувственно выслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительные черты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самом деле. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. Например: «Вы ведь много читаете, интересуетесь поэзией, музыкой, вы - человек тонкий, душевный. Как же Вы могли так грубо разговаривать с товарищем, с девочками?» или «В народе говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. А Вы ведь, действительно, более развиты, значительно способнее большинства одноклассников. Вот и делайте сами выводы». Нередко этого бывает достаточно, чтобы вызвать желание пойти на мировую.

Раскрытие «секрета» рефери (судьей). Когда ссора зашла слишком далеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно, чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала с одним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения по какому-нибудь вопросу, а еще лучше (если, конечно, это имело место в действительности) сообщил одному из спорящих, как «соперник» за что-либо его похвалил. Причем объект обращения не должен почувствовать, что его «ведут» к примирению. Для этого большая часть беседы посвящается какой-либо интересной и далекой от проблемы конфликта теме и только вскользь, походя, рефери касается цели своей беседы. Обиженный школьник, узнав о хорошем отзыве о нем конфликтующего с ним товарища, невольно задумывается о компромиссе.

Воспроизведение сказанного соперником. Учитель просит одного из участников конфликта повторить две-три последние фразы оппонента. Невольно вникая в смысл слов «противника», спорщик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения. А кроме того, этот прием уменьшает накал страстей. Целесообразно также поменять спорящих местами. Один использует в споре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это не просто. Но если учителю такой прием удается, то взгляд на ссору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих. Однако, если серьезный конфликт длится долго или педагог недостаточно авторитетен, оскорбление не позволяет обиженному даже временно встать на позицию оппонента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Познавательно о обучении:

Основные принципы андрагогики
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, ...

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом
Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами являлось то, что решение всех задач происходило с учетом принципов изучения русского языка не только как родного языка, но и как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. В ...

Общие рекомендации к организации дифференцированного зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. 1.Зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два у ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru