Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 7

Проектируя педагогическое взаимодействие, педагог должен овладеть грамматикой педагогического общения. Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально - педагогического общения.

Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к занятию (прогностический этап).

Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

Управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.

Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения.

Важным этапом педагогического общения является его моделирование (1 этап). Определенное прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем и в обыденном общении, когда готовимся, например, к серьезному, ответственному разговору, сообщению.

Давайте вспомним, как складывается процесс подготовки к выступлению: мы работаем над конспектом, отбираем необходимый материал, планируем . И перед нашим мысленным взором возникают те люди, которым мы будем что-либо сообщать. Иначе говоря, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.

Вот и учитель осуществляет своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, внеклассного мероприятия, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Осуществлять предварительное прогнозирование предстоящего общения крайне важно, поскольку это помогает педагогу конкретизировать картину общения и соответственно корректировать методику воспитательного воздействия. Кроме того, на этом этапе идет сложный процесс перевода педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную, реализацию педагогических целей деятельности. Одновременно планируется вероятностное восприятие учащимися материала урока и личности самого педагога. В целом перечисленные элементы образуют своеобразную опережающую стадию общения, в которой закладываются контуры предстоящего взаимодействия.

Проверьте на себе, как влияет коммуникативное прогнозирование на вашу деятельность, причем помните, что этот процесс может происходить дома, в колледже и т. д. Задумайтесь над значением этой предварительной фазы педагогического общения. Попробуйте составить своеобразный коммуникативный конспект доклада, в котором каждой педагогической задаче соответствует задача коммуникативная и способ ее решения. Иными словами, планируя общую деятельность, всегда имейте в виду и деятельность-общение.

Прочитайте, как описывает Ю.М. Теплов этапы предвидения полководца: «1. Нахождение главной решающей точки, отправляясь от которой надо вести расчет, надо уметь рассчитывать и знать, что рассчитывать; 2. Вчувствование в противника, способность стать на его точку зрения, рассуждать и решать за него; 3. Эмоциональность, состоящая в единстве чувства полководца и армии, полководца и всего народа»2. Таким же путем идет и педагог, прогнозируя предстоящее общение; тщательно изучает коллектив класса и каждого воспитанника в отдельности, определяет эпицентр будущей деятельности, ее важнейшие компоненты; ставит себя на место ученика (в системе общения это осуществляется через своеобразную эмоциональную идентификацию педагога с воспитанником). Важность последнего момента в свое время подчеркивал один из первых советских исследователей психотехники учителя Т. Маркарьян, писавший об умении «не только понимать, но и чувствовать детей, не только чувствовать, но предчувствовать их мысли и поступки».

Важным условием моделирования предстоящего общения является эмоциональное единство педагога и учащихся, помогающее учителю заранее предвидеть возможную атмосферу урока, ощутить, как сложатся взаимоотношения на этом уроке, увидеть перспективу их развития и на основе всего этого спланировать логико-педагогическую и эмоциональную структуру предстоящей деятельности, которая позволяет создать действительно творческую атмосферу. Чем точнее предвидит учитель атмосферу общения в классе, тем продуктивнее будет последующий процесс общения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Познавательно о обучении:

Методика обучения технологии
Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени ...

Организация эксперимента, этапы, задачи и методы
I этап – подготовительный (с 17.11.2007 по 27.12.2008). Проведение функциональных проб, т.е. предъявление учащимся разных заданий с целью определить, какой путь обучения им больше подходит. II этап - обучение по названым ниже методикам (с 9.01.2008 по 10.04.2010) Фрагменты конспектов занятий, уроко ...

Исследование уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов
На итоговом занятии в 6 «Б» и 7 «А» классах присутствовало по 13 человек. Для проведения исследования уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов учащимся 7 «А» класса было предложено рассказать по составленному нами плану о себе, своих увлечениях, любимы ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru