Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 9

Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических учебно-психологических задач: обеспечить управляющую (руководящую) роль в учебно-воспитательном процессе, придать педагогически целесообразное направление формам общения и соответственно настроениям, чувствам и деятельности детей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на соответствующую ситуацию учебно-воспитательной деятельности.

Существуют ли какие-либо устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении. В этом плане можно порекомендовать следующее:

Четкость организации начального контакта.

Оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому общению.

Внешний вид учителя (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние)

Реализация речевых и невербальных средств общения, активное включение мимики, микромимики, контакта взглядом.

Умением «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность.

Постановка ярких и притягательных целей деятельности.

Оперативное достижение социально - психологического единства с классом.

Организация целостного контакта со всем классом.

Постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив.

Управление общением (3 этап) - важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придает последнему профессиональный характер.

Ярким примером своеобразного управления общением может служить описание Л.Н. Толстым вечера в салоне Анны Шерер (правда, это искусственное, механическое, духовно необогащенное общение).

«…Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину»1.

В этой ситуации нет живого заинтересованного общения, но блестящая его технология налицо.

Задача профессионально-педагогического общения - овладеть технологией и процедурой педагогической коммуникации и согреть ее теплотой искренних человеческих отношений, в которых проявляется личность педагога.

Ю.П. Азаров в своей книге «Педагогика семейных отношений» в качестве способа воздействия, а по существу в качестве приема управления общением выдвигает такое требование, как изменение тональности в обращении к ребенку. Показывает он это на примере типичной ситуации во время завтрака.

Я не хочу есть, - говорит ребенок.

Ну съешь вот это .- настаивает мать.

И это не хочу .

Ну хоть чай выпей .

И чай не хочу!

Ну как же ты будешь заниматься? Ну это же невозможно .

Разыгрывается спектакль, в котором роли отработаны: страдающая мать и торжествующий ребенок. Заметьте, чем больше настаивает мать, тем сильнее сопротивляется ребенок. О том, что ребенок входит в роль и даже получает своего рода эгоистическое наслаждение от уговоров, свидетельствует многое.

Но вот родители по договоренности с экспериментатором меняют систему общения в этой утренней ситуации. Теперь она складывается следующим образом:

Завтрак был на столе, а Анна Ивановна не предлагала дочери сесть. Ася вертелась на кухне и не решалась сесть за стол: непривычно, не было маминых уговоров, причитаний.

Ма,— капризно протянула Ася,— а чего есть?

Все на столе,— сказала мать, не подходя к дочери. Ася ковырнула вилкой кашу:

А чего здесь такое черненькое?

Мать не ответила на вопрос.

А чай сладкий?—не унималась Ася.

Попробуй .

Возмущенная «поведением» матери, Ася встала из-за стола и, не попрощавшись, ушла обиженная. Вечером она жаловалась матери:

У меня на всех уроках живот болел, голова кружилась. Я ничего не соображала .

Ну?—удивилась мать.

Что «ну»?—возмутилась дочь, точно говоря: «Дочь уходит голодная в школу, а ты нукаешь» .

А с чего бы это животику болеть?—спросила мать.

А что я ела утром? Глоток чая— и все.

На следующее утро ситуация повторилась. Мать ласково сказала дочери: «Позавтракай как следует, чтобы снова живот не болел».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Познавательно о обучении:

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Психологический и физиологический аспекты адаптации ребенка к школе
Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...

Досуг как сфера социализации
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Так что же такое детский досуг? До ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru