Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 14

В одну из школ пришел новый учитель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого футболиста - необходимое условие хорошей игры всей команды, а скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях. Так появилась первая промежуточная перспектива - начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол. Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива - необходимость заниматься гимнастикой, так как у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость, необходимую настоящему футболисту. Через два года на занятиях всеми стал изучаться только программный материал.

Так же безболезненно помогает изменить поведение учащихся прием инсценировка. В этом приеме учащийся самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающие как выглядит нарушение моральных норм в сравнении с образцовым поведением в обществе.

Учительница четвертого класса после неудачной попытки изменить поведение вспыльчивого и грубого Сергея С. провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Сергею. Он охотно взялся подготовить роль. Класс хохотал над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведения героем Сергея и аплодировала, когда он изящно демонстрировал правила этикета. Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Мальчик начал следить за своим поведением. Учителя и ученики отметили, что он стал внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

Инсценировка - один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у учащегося в создаваемой ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а, значит, и на перестройку своего поведения.

Прием переключение. В целях установления высокой дисциплины на занятиях, налаживания правильных взаимоотношений с учащимися необходима высокая требовательность педагога. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь нарушителя, переключить его внимание и деятельность на новое занятие.

В школе ученики девятого класса записывала задание по математике. Демонстративно отказалась работать одна из учениц: «Я не поняла материал предыдущего урока. Потом перепишу все сразу и разберусь». Предложение учителя пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, девочка достала кроссворд и стала решать его, отвлекая вопросами товарищей. Педагог, зная, что школьница охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Девочка с удовольствием занялась любимым делом, усвоила материал.

Определенную помощь, в первую очередь в работе с трудными учащимися, может оказать учителю прием отвлечение. Учитывая психические особенности детей среднего и старшего возраста: недостаточно развитое произвольное внимание, некритическое отношение к собственным возможностям, неумение преодолевать трудности, опытный учитель отвлекает подростка, мешающего ему работать, направляя его внимание на что-либо интересное.

Учительница истории И.Г. Савельева входит в кабинет и приглашает учащихся. Но подростки ни с места. Они условились не входить в аудиторию: «Кто первый зайдет, тот дурак!» Поняв, в чем дело, учительница весело подает несколько команд, посылая одного из ребят за журналом, несколько человек - за стульями, несколько - за дидактическим материалом, одного ребенка - за тряпкой и мелом, оставшихся, обращаясь к ним по именам, просит расставить стулья. Все занялись делом, забыв о проказе. А через пять минут весь класс, сидя на своих местах в кабинете, напряженно работал.

Один из эффективных приемов, входящих в арсенал тактичного педагога, парадокс. Применяя этот прием, преподаватель использует ситуацию, созданную учащимися (сорвать урок, пошалить, испытать педагога) так, что сами нарушители попадают в смешное положение, понимают всю несуразность своего поведения, недопустимого в учебном заведении.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Познавательно о обучении:

Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России
В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ...

Методы преподавания живописи в начальных классах
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др. доказ ...

Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. В некоторых школах допус ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru