Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 13

«Пожалуй, именно в этот момент я впервые почувствовал, как прочные нити взаимопонимания, симпатии протягиваются от меня к школьникам», - рассказывает ныне один из лучших московских преподавателей.

Один из эффективных приемов общения - опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении учащихся в занимательную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества, создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, а это обязательно рано или поздно положительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, с товарищами, на их учебе и дисциплине. Приведем примеры.

Все попытки учителей привлечь учащегося восьмого класса Григория П. к серьезной учебе, повлиять на его поведение кончались неудачей. Мальчик нарушал дисциплину на уроках, грубил учителям, отказывался дежурить по учебному корпусу. Учитель Б.А. Терещенко узнал от родителей учащегося, что живут они в собственном доме и сын охотно помогает им по хозяйству, увлеченно плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав подходящий момент, Борис Аркадьевич попросил Григория помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Учащийся остался после уроков и вместе с учителем сделал механизм привода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений старшего. В конце года Григория попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине.

В пятом классе особенно трудным учащимся считался Юрий К. Однажды на уроке, сделав подростку несколько замечаний, учительница подошла к нему и забрала альбом с марками, которые он рассматривал, отвлекая товарищей. Прервав занятие, учительница… похвалила учащегося за увлечение интересным, полезным делом. Рассказала ребятам о филателии, предложила создать кружок филателистов, а Юру выбрать его старостой. Через две-три недели преподаватели стали замечать, что мальчик стал прислушиваться к замечаниям старших, лучше учиться. Видимо, теперь неудобно стало ученику получать замечания при тех, кем он руководил.

«Совершенно неспособный парень, ничем его заинтересовать нельзя», - говорил директор школы об Александре Б., нарушителе дисциплины и очень слабом учащемся.

Но вот Саша стал заниматься в клубе юных собаководов. Непоседливый, по мнению большинства учителей, неспособный к самостоятельной работе, парень стал серьезно изучать труды И.П. Павлова, увлекся биологией, успешно закончил техникум. Сейчас Александре Б. - старшина-сверхсрочник на одной из пограничных застав. Готовится к поступлению в вуз.

Однако применение опосредствования, как и любого другого аспекта общения, требует предварительной подготовки. В практике нередки случаи, когда всех учащихся записывают в один кружок, педагогически запущенных подростков пытаются увлечь спортом и т. п. Вначале необходимо изучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке, натуралистической работе, не следует вовлекать его в занятия в кружке не по интересам такого учащегося или в спортивную секцию.

Но не каждый учащийся активно включается в предлагаемое ему занятие. И принудить заниматься чем-нибудь нельзя. Народная мудрость гласит: «Человек может отвести лошадь к воде, но даже тысяча людей не заставят ее пить, если она этого не хочет». Так и учащегося невозможно заставить заниматься нелюбимым делом с полной отдачей сил, побудить работать творчески. Поэтому опытный педагог меньше думает о приказах и требованиях, а больше о том, как заинтересовать ребенка.

И тут на помощь ему приходит другой прием — подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественное желание школьника получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Познавательно о обучении:

Методы проведения факультативных занятий
Методы проведения факультативных занятий должны обеспечивать: 1. Преемственность методов, применяемых на основных и факультативных занятиях, по математике означает, что методы, используемые на факультативных занятиях, являются естественным продолжением методов, используемых на основных уроках. 2. С ...

Виды видеоматериалов и их применение при обучении говорению
Видео является великолепным дополнительным материалом при изучении английского языка, так как оно максимально приближено к языковой реальности. Видео заключает в себе зрительные образы и нужный аудиоматериал, что делает процесс запоминания эффективным и легким. Видео может использоваться на уроке д ...

Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru