Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 16

Не без труда Т.Б. Фоминых добилась того, что не имевший на это права подросток стал получать стипендию. Когда она попросила Антона зайти и получить стипендию, он сначала не поверил. А когда зашел в кабинет, заявил, что в подачках не нуждается и его задабривать не надо. Но бравады хватило ненадолго. Преподаватели помогли ему устроиться лаборантом. Изменился учащийся резко, хотя рецидивы случались. Была попытка бросить учебу. И опять помог педагогический коллектив. Подросток переехал жить к деду, перестал голодать, стал серьезнее относиться к учебе. Успешно окончил техникум. Отслужил в армии. Сейчас - отец семейства, заходит в техникум, благодарит педагогов за науку.

Нет таких людей, которым нельзя было бы в каком-либо вопросе оказать доверие. Обычно слабый учащийся, не имеющий авторитета в коллективе, стремится себя проявить, изменить мнение товарищей о себе. И тот, кто поможет это желание реализовать, легко завоюет уважение и любовь воспитанника, получит возможность влиять на него, изменяя его жизненные установки в нужном направлении.

Кроме того, неудачи в учебе, так же как в любой другой деятельности, становятся субъективной причиной помех в завоевании достойного места в коллективе. И, наоборот, удачные свершения как бы мотивируют дальнейшие успехи в начатом деле. Таким образом, уровень достижений играет мотивационную роль в дальнейших успехах или неудачах, а это обязывает педагогов особенно внимательно относиться к учащимся, не добивающимся успехов в учебе, труде, не принимающим участие в общественной жизни коллектива.

Моральная поддержка, или укрепление веры учащегося в собственные силы. Чтобы подбодрить отстающего ученика, педагог отмечает в его поведении или подготовленности черту характера, знания, навык, которыми он отличается в лучшую сторону. Особенно окрыляет похвала холериков и сангвиников и подбадривает, укрепляет веру в собственные силы меланхоликов.

Уважение педагога, доверие к отстающему могут подтолкнуть его к мобилизации всех своих сил, способствовать исправлению. Угроза же и наказание, детальный разбор каждого проступка, чтение нотаций развивают чувство неполноценности, неуверенности в себе. Нередко мы рады, когда учащийся не нарушает дисциплину, беспрекословно выполняет указания старших. Постепенно он выпадает из поля зрения и нередко бывает, что замечаешь, как он стал индивидуалистом, не участвует в жизни класса, плохо относится к товарищам, а иногда и совершает аморальные поступки. В таком случае остается констатировать: «А ведь упустили парня».

Мы рассмотрели основные приемы общения, позволяющие преподавателю корректировать поведение учащихся. Однако необходимо подчеркнуть, что педагогика не терпит шаблона. Ошибкой было бы без анализа ситуации буквально применять рекомендации или во всех случаях некритично копировать лучших преподавателей, успешно применивших тот или иной прием. Простое копирование даже самого хорошего образца без знания объективных закономерностей психики школьника часто приводит к неудачам и дает повод к неудачам и отрицательной оценке того или иного приема общения. Удача ждет, того, кто изучит передовой опыт, современную литературу, узнав не только «как», но и «почему» добился успеха учитель. Затем использует этот опыт и последние данные науки с учетом особенностей своего характера, индивидуальных особенностей коллективов и учащихся и взаимоотношений с ними, всегда творчески будет относиться к работе.

Очень непросто управлять чувствами, обуздывать их. Но и этому можно научиться. Необходима тренировка. «Обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий, десятый, двадцать пятый, а потом эти невидимые мускулы станут натренированными».

В работе над собой первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, веры в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без тяжелых потерь. Если придется, надо уметь с наименьшими страданиями пройти через град оскорблений, обид, потерь, измен. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих ценностей. Конечно, несчастья близких, неудачи на работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие несчастья непоправимыми катастрофами. Что можно, следует исправить или помочь исправить, а на нет и суда нет, как говорят в народе.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18

Познавательно о обучении:

Выбор профессии: архитектор
Ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества людей. Существует легенда о том, что Александр Македонский задумал построить город Фарос. Он призвал для этого зодчих и приказал им начертить план города, ориентируясь на план местности. У зодчих не было ...

Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...

Практический анализ проведенных методик по изучению процесса стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы
Мы проводили исследования на базе школы с. Сарбактуй в 3 классе, у учителя Кабаковой Галины Васильевны. Рассмотрели оценочные методики сформированности универсальных учебных действий и на основе анализа данных методик, были выявлены результаты психолого-педагогической диагностики, целью которой явл ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru