Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 12

«Очень хочется верить, что и у тебя все будет в порядке. Я надеюсь на это», — закончила разговор преподаватель.

Подросток был вызван на совет по профилактике правонарушений. С ним побеседовали. Теперь он успешно учится. Понял свою ошибку и преподаватель.

Пример, рассказ, приведенный учителем, может быть забудется через некоторое время, но суть сказанного, основное содержание мыслей и чувств педагога, их смысл оставляют след в сознании и эмоциональной сфере восприятия воспитанника нередко на всю жизнь.

Обращение по «неизвестному» адресу. И в, этом приеме учащегося подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом преподаватель к коллективу, не адресуя свой рассказ кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы.

Учитель литературы проводил урок. Был конец мая. Температура поднималась до 30°С. В классе 23 человека. Несколько человек вытирают пот на лице, шее. Кто рукой, кто листом бумаги. Ни одного носового платка в группе. На уроке анализируется роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характеризуя Е. Базарова, учитель подчеркивает, что он не признавал перчатки. Называл их вещью, не нужной трудовому человеку. Но неотъемлемой частью туалета каждого культурного человека считал носовой платок. В этот момент, как бы иллюстрируя сказанное, учительница вынула из сумочки носовой платок и вытерла лоб. На следующий урок почти все слушатели пришли с носовыми платками, а один из них даже положил платок на край стола, чтобы заметила преподаватель. Думается, что ни какое другое замечание не дало бы такого результата, а вот обидело бы учеников наверняка.

Таким образом, рассказывая что-либо объекту воспитания, необходимо создать у него впечатление, что Ваше повествование не несет воспитательной нагрузки. Воспитательная позиция должна быть замаскирована, скрыта.

«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что преподаватель комментирует поведение отсутствующего в данный момент учащегося, с уверенностью, что тому станут известны слова старшего. При этом целесообразно, характеризуя поведение молодого человека, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки. Очевидно, подобная оценка не за глаза, а в лицо воспринимается подростком, как явный воспитательный прием, в ее искренность он не верит, положительного результата она не дает.

Характерен такой пример. Прообразом Митрофанушки для Фонвизина был восемнадцатилетний А.Н. Оленин. Конечно, его недостатки были гиперболизированы. Однако, увидев себя в пьесе, потрясенный Оленин засел за учебу. Он стал образованным человеком своего времени - директором Публичной библиотеки в Петербурге, президентом Академии художеств.

Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении учащихся - показатель зрелости педагога. Юмор помогает безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.

Уже несколько недель работал в школе новый учитель математики. Его высоченный рост (2 м) и непропорциональное сложение (очень длинные ноги) вызывали многочисленные шутки школьников. Но постепенно на занятиях устанавливался порядок. Налаживались взаимоотношения с ребятами. Помогало блестящее знание предмета и умелая организация педагогического процесса. И все же удивительная невозмутимость нового педагога не давала покоя некоторым старшеклассникам. И его неоднократно пытались вывести из себя.

«Держись, Николай», подумал учитель, краем уха уловив шепот с задней парты: «Сейчас он у меня зашумит .» Девушка, которую прозвали «Колючая», задала вопрос, заставивший испуганно замереть искушенных десятиклассников: «Николай Федотович, а какой длины должны быть у человека ноги?»

«Ровно такой, — после секундной паузы ответил учитель, — чтобы доставать ими до пола».

«Вот это да!» — выдохнул кто-то восхищенно. Улыбками озарились лица ребят.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Познавательно о обучении:

Роль масс – медиа в жизни подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов ...

Приемы составления занимательных заданий
Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера необходимо положить два существенных свойства понятия «учебная заниматель ...

Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности
Я уже указывал выше, что во время занятий, наблюдая за учениками, я видел различия в процессах планирования, программирования, моделирования ребенком своей деятельности, а также разным оценивание ее результатов, у детей с различной степенью выраженности агрессии. А также как все эти процессы являют ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru