«Очень хочется верить, что и у тебя все будет в порядке. Я надеюсь на это», — закончила разговор преподаватель.
Подросток был вызван на совет по профилактике правонарушений. С ним побеседовали. Теперь он успешно учится. Понял свою ошибку и преподаватель.
Пример, рассказ, приведенный учителем, может быть забудется через некоторое время, но суть сказанного, основное содержание мыслей и чувств педагога, их смысл оставляют след в сознании и эмоциональной сфере восприятия воспитанника нередко на всю жизнь.
Обращение по «неизвестному» адресу. И в, этом приеме учащегося подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом преподаватель к коллективу, не адресуя свой рассказ кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы.
Учитель литературы проводил урок. Был конец мая. Температура поднималась до 30°С. В классе 23 человека. Несколько человек вытирают пот на лице, шее. Кто рукой, кто листом бумаги. Ни одного носового платка в группе. На уроке анализируется роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характеризуя Е. Базарова, учитель подчеркивает, что он не признавал перчатки. Называл их вещью, не нужной трудовому человеку. Но неотъемлемой частью туалета каждого культурного человека считал носовой платок. В этот момент, как бы иллюстрируя сказанное, учительница вынула из сумочки носовой платок и вытерла лоб. На следующий урок почти все слушатели пришли с носовыми платками, а один из них даже положил платок на край стола, чтобы заметила преподаватель. Думается, что ни какое другое замечание не дало бы такого результата, а вот обидело бы учеников наверняка.
Таким образом, рассказывая что-либо объекту воспитания, необходимо создать у него впечатление, что Ваше повествование не несет воспитательной нагрузки. Воспитательная позиция должна быть замаскирована, скрыта.
«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что преподаватель комментирует поведение отсутствующего в данный момент учащегося, с уверенностью, что тому станут известны слова старшего. При этом целесообразно, характеризуя поведение молодого человека, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки. Очевидно, подобная оценка не за глаза, а в лицо воспринимается подростком, как явный воспитательный прием, в ее искренность он не верит, положительного результата она не дает.
Характерен такой пример. Прообразом Митрофанушки для Фонвизина был восемнадцатилетний А.Н. Оленин. Конечно, его недостатки были гиперболизированы. Однако, увидев себя в пьесе, потрясенный Оленин засел за учебу. Он стал образованным человеком своего времени - директором Публичной библиотеки в Петербурге, президентом Академии художеств.
Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении учащихся - показатель зрелости педагога. Юмор помогает безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.
Уже несколько недель работал в школе новый учитель математики. Его высоченный рост (2 м) и непропорциональное сложение (очень длинные ноги) вызывали многочисленные шутки школьников. Но постепенно на занятиях устанавливался порядок. Налаживались взаимоотношения с ребятами. Помогало блестящее знание предмета и умелая организация педагогического процесса. И все же удивительная невозмутимость нового педагога не давала покоя некоторым старшеклассникам. И его неоднократно пытались вывести из себя.
«Держись, Николай», подумал учитель, краем уха уловив шепот с задней парты: «Сейчас он у меня зашумит .» Девушка, которую прозвали «Колючая», задала вопрос, заставивший испуганно замереть искушенных десятиклассников: «Николай Федотович, а какой длины должны быть у человека ноги?»
«Ровно такой, — после секундной паузы ответил учитель, — чтобы доставать ими до пола».
«Вот это да!» — выдохнул кто-то восхищенно. Улыбками озарились лица ребят.
Познавательно о обучении:
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...
Особенности онтогенетического и дизонтогенетического развития
речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндог ...
Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...