Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 15

Близок к парадоксу прием незамеченного оскорбления. Речь идет о ситуации, когда педагог не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности - он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть.

Убеленный сединами преподаватель физкультуры рассказал автору, как однажды в конце четверти на его урок явилась, девочка, дочь высокопоставленных родителей, неоднократно приносившая справки об освобождении от занятий, и попросила, вернее потребовала выставить ей оценку.

«Ну что, выполните упражнение», - предложил педагог, а через две минуты подвел итог: «Для того, чтобы получить положительную оценку, Вам еще много надо работать».

Со злой гримасой на лице школьница направилась в строй, довольно громко бросив: «Дурак!» Редкая тишина воцарилась в зале. А пожилой, заслуженный педагог, сокрушенно покачав головой, сказал: «Наверное, Вы правы. Ведь я не смог привлечь Вас к занятиям, хотя догадывался, что Вы приносите ложные справки, и не научил ничему, а это мой долг». Учащаяся выбежала из зала со слезами на глазах, сопровождаемая гневными репликами товарищей, и за оставшиеся до окончания школы два года не пропустила ни одного урока, очень старательно выполняя все задания педагога. Ясно, что самое строгое наказание не изменило бы так ее отношение к педагогу и предмету.

Один из эффективных приемов — ожидание меры воздействия. Замечание, наказание целесообразно делать не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час, с тем чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался ребенок в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание, упрек. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, достаточно спросить, дал ли он объективную оценку своему поведению. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите». Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда очень неприятна. Ожидание наказания вызывает страх и тревогу, усиливающиеся нетерпением.

Попытка же наказать виновного в момент самого проступка или сразу же после него нередко приводит к обратному действию - ведь виновный возбужден, он не в состоянии реагировать адекватно замечаниям старшего.

Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на вос-питуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы учителя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе из тех классов, в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своих классах, там, где он преподает, авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, неназойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения. Приведем пример.

Детдомовцы встретили Тамару Николаевну, когда она выходила из библиотеки: «А зачем Вы столько книг набрали? Ведь все равно не прочтете». — «Все, ребята, прочитаю». — «А «Емельяна Пугачева» за сколько дней?» — «Дня за три». — «Не может быть». — «А мы сделаем так: я через три дня вечером зайду к вам и расскажу содержание книги. Договорились?»

Авансирование доверием, похвалой. Используя прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением учащегося, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок.

Поучительно применила авансирование доверием преподаватель Т.Б. Фоминых из Челябинского автотракторного техникума. Учащийся Антон А. с первых дней учебы нарушал дисциплину, игнорировал замечания старших, учился плохо. Преподаватель обратила внимание на то, что в столовую А. ходил не с группой, а один. Брал только гарнир и много хлеба. Во время коллективного выхода в кинотеатр ребята покупали в буфете конфеты, мороженое, и только Антон, как заметила преподаватель, оставался без угощения. Посетив семью подростка, классный руководитель увидела ужасающую нищету и откровенную неприязнь матери к сыну.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Познавательно о обучении:

Содержание и анализ анкетирования учителей, РОдителей и учащихся
Нами были разработаны и проведены анкеты для родителей, практикующих учителей начальных классов и младших школьников. Анкета для родителей включает в себя вопросы, имеющих своей целью выяснить, довольны ли они преподаванием математики и видят ли они необходимость во внекласной деятельности. Анкета ...

Изучение коррекционно-педагогической работы специалистов группы компенсирующей направленности в различных видах деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность (физкультурная) Организация и проведение Характеристика программного содержания: Все задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы. Программное содержание насыщено, конкретно ...

Психосоциальные аспекты
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высок ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru