Содержание и методика использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников

Страница 3

– Фигуры какого цвета ты хотел бы добавить?

3. Игра «чего не хватает?»

Цели:

• отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;

• развивать зрительное внимание.

Оборудование:

Рисунки, на которых изображены предметы с недостающими частями.

Например, стол на двух ножках, стул на одной ножке, пиджак без пуговиц, машина с одним колесом и т.д.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопрос

– Чего не хватает?

Например, столу не хватает двух ножек; машина без трех колес.

Игра «чего не стало?»

Цели:

• отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;

• развивать зрительное внимание, память; пространственные представления;

• совершенствовать умения использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Оборудование: Картинки с изображением на каждой из них множества однородных предметов или группы однородных предметов (например, вилки, ложки, чашки, тарелки, салфетки и т.д.)

Ход игры: Сначала дети называют предметы. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок (или одну группу однородных предметов). Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?».

Далее целесообразно задать следующий вопрос: Где, относительно других предметов, находился убранный предмет? (Например – Чашка стояла между тарелкой и салфетками. Вилка лежала перед ложкой. И т.д.).

Игра «запомни с чем»

Цели:

• отрабатывать употребление творительного падежа числительных в сочетании с именами существительными.

• развивать внимание, память.

Оборудование: Предметы группами по четыре, коробка, ящик и пакет.

Ход игры: Логопед на глазах у детей кладет в пакет 2 грибка, в коробку – 3 матрешки, в ящик – 4 кубика. Меняет пакет, коробку и ящик местами и предлагает детям вспомнить, с чем пакет? С чем коробка? С чем ящик? Отвечая, дети должны назвать количество предметов в пакете, в ящике, в коробке. Например: пакет – с тремя матрешками, коробка – с двумя грибками, а ящик – с четырьмя кубиками. Далее, в процессе игры предметы и их количество все время меняются.

Игра «сложи узор»

Цели:

отрабатывать употребление творительного падежа имен существительных в сочетании с прилагательными;

развивать зрительное внимание, память, пространственные представления;

активизировать использование в речи предложно-падежных конструкций.

Оборудование:

Карточки с изображением последовательно расположенных разноцветных геометрических фигур: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый прямоугольник, черный овал; набор из 5 таких же геометрических фигур для каждого ребенка.

Ход игры: Детям предъявляется одна из карточек и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить расположение фигур. После этого дети самостоятельно составляют из геометрических фигур аналогичный узор. После завершения работы результаты проверяются, сверяются с образцом.

Далее идет обсуждение по вопросам логопеда:

– Где расположен круг относительно других фигур? (Желтый круг расположен между красным квадратом и синим треугольником. Желтый круг находится перед синим треугольником и после красного квадрата.)

– Объясните место расположения овала относительно других фигур. И так далее. Затем детям можно предложить для образца другую карточку с теми же геометрическими фигурами, но расположенными в другой последовательности. Работа ведется аналогично предыдущей.

7. Игра «путаница

Цели:

• отрабатывать употребление наречий много, мало с родительным падежом имен существительных;

• развивать слуховое внимание.

Оборудование: Три фишки для каждого ребенка.

Ход игры: Логопед задает детям вопросы типа:

– В магазине есть продукты?

– В море живет рыба?

– На небе есть тучи? Включаются и провокационные вопросы типа:

– В спальне есть ложки?

– В кухне есть подушки?

Дети предупреждаются, что слушать надо очень внимательно и в ответ включать слова нет, много или мало. Игра идет в быстром темпе. Отвечает тот, на кого укажет логопед, ответ должен быть полным, например:

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то ...

Этические воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанн ...

Зачет как одна из форм организации контроля
Одним из самых больных, узких мест реализации школьной реформы является ярко проявившееся противоречие между необходимостью, с одной стороны, повысить качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каждого предмета и, с другой стороны, острым дефицитом учебного в ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru