Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 7

обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения;

организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;

закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся.

Каковы же условия становления учебно-познавательных интересов? Как учитель-мастер формирует их у учащихся? Что он делает, чтобы активизация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались? Как управляет опытный педагог развитием содержательного отношения к учению.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

Не слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно трудным, но посильным.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:

Методы эмоционального стимулирования.

Методы развития познавательного интереса.

Методы формирования ответственности и обязательности.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Коротко остановимся на каждой подгруппе.

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат:

Создание ситуаций успеха в обучении, воспитании. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Поэтому учитель создает цепочку ситуаций, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у них чувства уверенности в своих силах. Один из приемов – это подбор для учащихся ряда заданий нарастающей сложности, другим приемом служит оказание дифференцированной помощи с использованием карточек–помощниц, примеров-аналогий, планов ответов и др.

Поощрение и порицание в обучении, воспитании. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы дозволенного, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием ребенка. Будущему учителю необходимо помнить, что применение порицаний и других видов наказаний является исключением и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Экспериментирование как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод формирования закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Эксперимент - это "1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в на ...

Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...

Ознакомление с природой в повседневной жизни
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru