Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности
Древнеримский педагог и оратор Квинтилиан для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задавал семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Эти вопросы ставят тогда, когда хотят изучить более глубоко какой-либо предмет, явление, событие, объект.
Давайте и мы пойдем дорогой древнеримского педагога, для того чтобы лучше понять, что такое активная познавательная и развивающая деятельность, и как ее надо стимулировать.
Суть слов «познавательная, познавательный» вы знаете. «Активный» и «развивающий» – эти слова вам хорошо знакомы. Тем не менее, для того чтобы работа была продуктивной, вашему вниманию предлагаются определение понятий: деятельность, активность, развитие.
Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).
Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).
Развитие – созревание внутренних сил ребенка: внимания, воли, речи, мотивации учения. (К.Д. Ушинский)
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый «Педагогика»).
Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию (А.В. Хуторской «Современная дидактика»).
Задайте себе семь эвристических вопроса и запишите ответы.
Что? Что такое активная познавательная и развивающая деятельность?
Зачем? Зачем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
Где? Где стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
Как? Как стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
Когда? Когда стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
Кто? Кто будет стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
Чем? Чем будем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Как вы думаете почему? Какие выводы можно сделать на основе проделанной работы?
Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся
Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельностного состояния и характера их взаимодействия.
Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса:
взаимодействие познавательных процессов и состояний;
роль установки на уроке, занятии;
организация восприятия и наблюдения;
организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);
тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал;
развития мышления учащихся;
развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;
интеллектуальная активность и самостоятельность:
стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример);
учет индивидуальных способностей учащихся;
формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;
развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);
наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;
учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:
Познавательно о обучении:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях
в природе методом экспериментирования
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных
качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...
Обмен жиров и его нарушения
Жиры - органические соединения, входящие в состав животных и растительных тканей и состоящие в основном из триглицеридов (сложных эфиров глицерина и различных жирных кислот). Кроме того, в состав жиров входят вещества, обладающие высокой биологической активностью: фосфатиды, стерины, некоторые вита ...