Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 6

Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности

Древнеримский педагог и оратор Квинтилиан для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задавал семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Эти вопросы ставят тогда, когда хотят изучить более глубоко какой-либо предмет, явление, событие, объект.

Давайте и мы пойдем дорогой древнеримского педагога, для того чтобы лучше понять, что такое активная познавательная и развивающая деятельность, и как ее надо стимулировать.

Суть слов «познавательная, познавательный» вы знаете. «Активный» и «развивающий» – эти слова вам хорошо знакомы. Тем не менее, для того чтобы работа была продуктивной, вашему вниманию предлагаются определение понятий: деятельность, активность, развитие.

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).

Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).

Развитие – созревание внутренних сил ребенка: внимания, воли, речи, мотивации учения. (К.Д. Ушинский)

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый «Педагогика»).

Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию (А.В. Хуторской «Современная дидактика»).

Задайте себе семь эвристических вопроса и запишите ответы.

Что? Что такое активная познавательная и развивающая деятельность?

Зачем? Зачем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Где? Где стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Как? Как стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Когда? Когда стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Кто? Кто будет стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Чем? Чем будем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Как вы думаете почему? Какие выводы можно сделать на основе проделанной работы?

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельностного состояния и характера их взаимодействия.

Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса:

взаимодействие познавательных процессов и состояний;

роль установки на уроке, занятии;

организация восприятия и наблюдения;

организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал;

развития мышления учащихся;

развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;

интеллектуальная активность и самостоятельность:

стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример);

учет индивидуальных способностей учащихся;

формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;

развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);

наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;

учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Обоснование выбора и применения педагогических средств, используемых в работе
В своей практической работе по коррекции уровня агрессивности школьников я считаю нужным применять и идеальные и материальные средства обучения. Но ведущую роль в настоящее время отвожу все же идеальным средствам в сочетании с оптимальными этой тематике методами обучения. Так в ходе урока технологи ...

Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...

Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же — говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если мы расширим диапазон определе ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru