Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 6

Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности

Древнеримский педагог и оратор Квинтилиан для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задавал семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Эти вопросы ставят тогда, когда хотят изучить более глубоко какой-либо предмет, явление, событие, объект.

Давайте и мы пойдем дорогой древнеримского педагога, для того чтобы лучше понять, что такое активная познавательная и развивающая деятельность, и как ее надо стимулировать.

Суть слов «познавательная, познавательный» вы знаете. «Активный» и «развивающий» – эти слова вам хорошо знакомы. Тем не менее, для того чтобы работа была продуктивной, вашему вниманию предлагаются определение понятий: деятельность, активность, развитие.

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).

Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).

Развитие – созревание внутренних сил ребенка: внимания, воли, речи, мотивации учения. (К.Д. Ушинский)

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый «Педагогика»).

Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию (А.В. Хуторской «Современная дидактика»).

Задайте себе семь эвристических вопроса и запишите ответы.

Что? Что такое активная познавательная и развивающая деятельность?

Зачем? Зачем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Где? Где стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Как? Как стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Когда? Когда стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Кто? Кто будет стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Чем? Чем будем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Как вы думаете почему? Какие выводы можно сделать на основе проделанной работы?

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельностного состояния и характера их взаимодействия.

Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса:

взаимодействие познавательных процессов и состояний;

роль установки на уроке, занятии;

организация восприятия и наблюдения;

организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал;

развития мышления учащихся;

развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;

интеллектуальная активность и самостоятельность:

стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример);

учет индивидуальных способностей учащихся;

формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;

развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);

наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;

учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Разработка плана-конспекта урока с применением Дальтон-технологии
Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) Тема урока: "Я – бог таинственного мира…" О, Божественная Сила, и ко мне сходила ты, и душе моей дарила окрыленные мечты… Ф. Сологуб Материалы к лекции учителя Что же было божественного и таинственного в этом художнике? Не раз можно встретить в его ...

Андрагогические основы профессионального развития личности
Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социаль ...

Развитие портрета в русской живописи
Первая половина 19 в. – время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии кл ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru