Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 5

С помощью чего, любопытства, любознательности, интереса, учитель может стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность учащихся? Объясните свою точку зрения.

интерес
любознательность
любопытство ? !

Чтобы стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность учащихся необходимо формировать у школьников стойкий интерес.

Интерес - это весьма многоплановое и часто используемое в разных смыслах понятие. Им обозначается определенное отношение (оценочное отношение) к чему-либо, к кому-либо ("Это — интересная книга", "Саша - интересный человек"). Интерес может обозначать оценку некоторой деятельности, вызывающей у субъекта положительное эмоциональное переживание ("Катя с интересом работала на уроке", "Дима с интересом рассматривал картину" и т.д.).

Такие интересы обычно сами по себе не вызывают какой-то деятельности, не являются побуждениями (мотивами) к деятельности. Но иногда в основе интереса лежит нужда в определенных эмоциональных переживаниях, и тогда такой интерес является потребностью и служит весьма действенным мотивом к деятельности, которая приносит субъекту эти желанные переживания.

Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная врожденная и постоянно развивающаяся потребность в эмоциональном насыщении.

Наши эмоции — это «продукты» нервных аппаратов, находящихся в коре головного мозга. Эти аппараты, как и все органы человека, нуждаются в регулярном функционировании. При этом потребность в функционировании эмоциональных аппаратов необходима для продуцирования не только положительных эмоций, но и отрицательных. Следует иметь в виду, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными эмоциями. Отрицательные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельная. Положительная эмоция сигнал возвращения благополучия. Отрицательные эмоции нужны человеку, они вредны лишь в избытке. Для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм, смена отрицательных и положительных эмоций в рамках определенной для данного индивида интенсивности. Переживание положительных и отрицательных эмоций — это врожденная потребность. И наш мозг нуждается в напряжении, в тренировке, в закаливании в такой же мере, как и мышцы. Если такой тренировки, такого насыщения организма эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме чувств скуки и тоски.

Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес и его разновидность - склонность, обозначающая обычно сильное стремление к определенной деятельности. Интерес - потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в склонность, является весьма важным и действующим мотивом соответствующей деятельности, необходимым и в учебно-воспитательном процессе. Недаром некоторые педагоги считают, что искусство воспитания есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов.

Примером интереса-потребности в эмоциональном насыщении может служить коллекционирование предметов (марок, открыток и т.д.), ибо в его основе лежит нужда в определенных эмоциональных переживаниях, связанных с самим процессом и результатом коллекционирования. Такой же потребностью является, например, интерес к решению задач, когда ученик решает задачи не потому, что этого требует учитель, а ради интереса, ради получения эмоционального удовлетворения от преодоления трудностей, ради радости от удачно найденного красивого решения. И в результате интерес перерастает в познавательный интерес.

Познавательный интерес – интерес к учению, который тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. (Харченко В.Д.).

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности (Маркова А.К.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Компоненты патриотизма
· Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались е ...

Контроль знаний в процессе школьного обучения
Контроль знаний учащихся является составной часть процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Многие учителя подходят к традиционной организации контроля и используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка зн ...

Типы социально-досуговых учреждений
(основные) семья, детский сад, учебные заведения семья, парки, средние школы, школы-интренаты, летние лагеря, библиотеки, специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические станции, техникумы, вузы и т.д. культурно-досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художеств ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru