Прогнозируя взаимодействие с детьми, всегда начинайте со слов «Я хочу, я расскажу…».
При прогнозировании предстоящего взаимодействие с учениками не учитывайте предыдущий опыт общения.
Выберите жертву собственной трусости из учеников, сфокусируйте на ней взгляд.
Начинайте планировать «коммуникативную атаку» без интереса, возможно, он придет позже.
Организация групповой и индивидуальной деятельности детей
Организуя урок, планируя работу, мы продумываем не только содержание, вопросы и т.д., но формы организации детей на уроке. Правильная организация учебной работы требует умелого сочетания фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая – учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу,
Фронтальная работа имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некого абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к уравниванию учеников, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневый работоспособностью, подготовленности, разными знаниями, умениями, навыками не готовы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В педагогической литературе выделяет два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания. Причем учитель в любой момент может оказать помощь ученику. Если с работой с не справляются многие ученики, то учитель может прервать работу и дать классу дополнительное разъяснение.
Групповая (звеньевая) форма организации учебной деятельности учащихся. Главным признаком групповой работы на уроке являются:
Класс на данном занятии делится на группы для решения конкретной учебной задачи;
Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
Задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп может быть различна. Она колеблется от 3 до 6 человек. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированностью по предмету, совместимости учащихся, что позволяет дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Познавательно о обучении:
Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам: 1) ключевые слова; 2) смысловые ряды; 3) доминанта - значение. «Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние и ...
Выявления исходного уровня сформированности представлений
детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования, мы решили выявить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в пр ...
Закрепление языкового материала
Кроме требований, относящихся к подбору материала для наблюдения вновь изучаемого грамматического явления, необходимо соблюдать требования к отбору соответствующих способов работы над этим материалом. Остановимся на нескольких аспектах, важных при организации закрепления грамматического материала н ...