Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Можно работать индивидуально с одним учеником, с группой учащихся, со всеми детьми. Какие результаты даст обучение, построенное исключительно на индивидуальной работе?
На групповой?
На фронтальной?
Что необходимо учитывать, разбивая детей на группы?
Предложите 5-8 вариантов разделения детей на группы.
Как часто учителя при работе с вами использовали фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятию «урок».
Перечислите признаки урока.
Какова подготовка учителя к уроку?
В чем заключается прогнозирование взаимодействия с детьми?
Охарактеризуйте организационные формы обучения.
Что и почему должен учитывать учитель, используя индивидуальные формы организации процесса обучения?
Что и почему должен учитывать учитель, используя групповые формы организации процесса обучения?
Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять, выражать свою точку зрения.
Задание:
Составьте карту памяти по теме «Формы (системы) обучения на различных этапах развития», основываясь на содержание лекции, учебников педагогики: Краевский В.В. Общие основы педагогики, М.: Издательский центр «Академия», 2003., 256 с.; Смирнов В.А. Основы педагогики в схемах, тезисах, дефинициях. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
Что значит преподавать? - Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям.
1. Понятие «интерес, познавательный интерес»
2. Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся
3. Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности
4. Активизации познавательной деятельности учащихся
Проверка теоретических знаний
Дайте определение понятию «урок».
Перечислите признаки урока.
Как учитель должен готовиться к уроку?
В чем заключается прогнозирование взаимодействия с детьми?
Охарактеризуйте организационные формы обучения.
Что и почему должен учитывать учитель, используя индивидуальные формы организации процесса обучения?
Что и почему должен учитывать учитель, используя групповые формы организации процесса обучения?
Нарисуйте «Зебру» фронтальной работы, групповой работы, индивидуальной работы. («Зебра» +…; - …; + …, - …, т.е. чередование положительных сторон и отрицательных).
В педагогике существовало множество систем обучения, какие-то отмирали, какие-то оставались. Выполняя СРС, вы познакомились с ними. Проанализируйте, какие формы организации были заложены в их основу? Какие исторические формы обучения, на ваш взгляд, были наиболее эффективными?
Мастерство управления активной познавательной и развивающей деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, мышление, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учителя в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности».
Трудно сказать, по каким путям поведет школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен никакими умственными интересами. Об этом очень серьезно предупреждал в свое время учителей К.Д. Ушинский, считавший, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Понятие «интерес, познавательный интерес»
В педагогике существуют ряд понятий: любопытство, любознательность, интерес. Посмотрите на схему, объясните, почему эти понятия так расположены?
Познавательно о обучении:
Какие учебные материалы мы создаем
Итак, вы познакомились с тремя метаморфозами, которые соответствуют трем подходам к созданию электронных учебных материалов. Каждая метафора и каждый подход в наилучшей степени приспособлены для решения своих специфических педагогических задач. Сопоставляя эти подходы (см. рис.), легко заметить, чт ...
Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии
В этом разделе рассмотрим основные процедуры разработки учебного материала, перечислим пять основных этапов создания учебных материалов, изобразим диаграмму их взаимосвязи; опишем результаты каждого из этапов разработки; аргументируем важность системного следования процедурам каждого из пяти этапов ...
Организация деятельности учащихся по формированию геометрической
грамотности
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем варианте класс должен быть подготовлен к наиболее эффективному усвоению демонстрируемого материала. Так же, ка ...