Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 2

На уроке, более или менее законченном отрезке, «клеточке» педагогического процесса, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не полностью, то в значительной мере педагогическое мастерство реализуется именно на уроке.

Учитель – автор урока, и от его мастерства и вдохновения зависит качество урока. Важную роль в работе учителя играет и эмоциональное самочувствие на различных этапах общения: в процессе подготовки к деятельности, в период ее реализации, после осуществления общения.

Опуская содержательный компонент подготовки учителя к уроку, остановимся на умении управлять своим творческим самочувствием, осуществлять психологическую настройку на соответствующий урок.

Эмоциональная настройка перед уроком как важный компонент управления творческим самочувствием педагога многоканальна. На основе исследований, проведенных В.А. Кан-Каликом, можно условно выделить и рекомендовать следующие основные направления этой настройки:

Обращение к материалу предстоящей деятельности, поиск в нем моментов, способных вызвать творческое самочувствие.

Обращение к классу, аудитории, поиск в предстоящем общении с ними творческого подъема.

Оба эти направления реализуются через поиск педагогом в себе самом необходимых чувств и переживаний, направленных на предстоящую деятельность (иначе говоря, педагог должен глубоко прочувствовать материал, заново увлечься знакомым и ощутить удовлетворение от предстоящей работы со школьниками).

Зная эти пути эмоциональной настройки педагога на деятельность, необходимо одновременно искать собственные индивидуальные пути коммуникативной настройки перед встречей с учениками.

Важную роль в выработке творческого самочувствия учителя перед началом предстоящего общения играет стремление заранее найти внешние формы выражения своего эмоционального отношения к учебному материалу. Многие педагоги продумывают интонацию, жесты, мимику, привлекают материалы из художественной литературы, из биографий ученых. Некоторые ограничиваются только обдумыванию логики и доказательств.

В содержательной информации учитель стремится выделить необходимое эмоциональное ядро, проникается атмосферой предстоящей деятельности. Это один из элементов той психологической подготовки, о которой речь шла выше.

Будущему, как и начинающему учителю необходимо репетировать способы общения пред зеркалом. С помощью этого приема достигается послушность собственного психофизического аппарата (тела, мимики, голосовых и речевых данных и т.п.). А это очень важно, так как путь к яркому внешнему выражению своего чувства и отношения к материалу лежит, с одной стороны, через глубокое постижение последнего, а с другой стороны – через органичный сплав чувства техники, техники и содержания материала. Иначе говоря, содержание деятельности диктует и форму ее организации.

Сложнейшим этапом процесса управления творческим самочувствием является момент непосредственно перед общением с классом. Вся ранее проведенная работа по организации творческого состояния дает о себе знать. Необходимо аккумулировать накопленное и направленно вызвать в себе творческое самочувствие.

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что активатором собственного предстартового состояния является сам педагог: он стимулирует себя к предстоящей работе через осознание ее целей и важности, он намечает для себя цели и зависимости, чтобы ощутить новизну, привлекательность предстоящей деятельности даже на знакомом материале. Учитель должен добиться бодрого самочувствия.

Можно ли это сделать с помощью методов самовоспитания? Как?

Какова роль психологической установки на данном этапе?

Какой стадии общения соответствует данный этап?

Прогнозирование взаимодействия с ребенком

Можно ли спрогнозировать взаимодействие с ребенком?

Как, что необходимо при этом учитывать?

Зачем это нужно учителю?

Используя риторические «нельзя», запишите правила поведения на уроке.

При планировании урока превратите речь в монолог, для того, чтобы лишиться контакта с классом.

Начинайте прогнозировать взаимодействие с детьми в плохом настроении.

Прогнозируя взаимодействие с детьми, вспоминайте все свои неудачные моменты при работе с классом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Портрет в творчестве художников новосибирска
К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Художники Новосибирска работали в ра ...

Пересдача зачетов
При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на таку ...

Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирование у них нравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, автор отмечал, что оно должно быть направленно на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru