Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 2

На уроке, более или менее законченном отрезке, «клеточке» педагогического процесса, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не полностью, то в значительной мере педагогическое мастерство реализуется именно на уроке.

Учитель – автор урока, и от его мастерства и вдохновения зависит качество урока. Важную роль в работе учителя играет и эмоциональное самочувствие на различных этапах общения: в процессе подготовки к деятельности, в период ее реализации, после осуществления общения.

Опуская содержательный компонент подготовки учителя к уроку, остановимся на умении управлять своим творческим самочувствием, осуществлять психологическую настройку на соответствующий урок.

Эмоциональная настройка перед уроком как важный компонент управления творческим самочувствием педагога многоканальна. На основе исследований, проведенных В.А. Кан-Каликом, можно условно выделить и рекомендовать следующие основные направления этой настройки:

Обращение к материалу предстоящей деятельности, поиск в нем моментов, способных вызвать творческое самочувствие.

Обращение к классу, аудитории, поиск в предстоящем общении с ними творческого подъема.

Оба эти направления реализуются через поиск педагогом в себе самом необходимых чувств и переживаний, направленных на предстоящую деятельность (иначе говоря, педагог должен глубоко прочувствовать материал, заново увлечься знакомым и ощутить удовлетворение от предстоящей работы со школьниками).

Зная эти пути эмоциональной настройки педагога на деятельность, необходимо одновременно искать собственные индивидуальные пути коммуникативной настройки перед встречей с учениками.

Важную роль в выработке творческого самочувствия учителя перед началом предстоящего общения играет стремление заранее найти внешние формы выражения своего эмоционального отношения к учебному материалу. Многие педагоги продумывают интонацию, жесты, мимику, привлекают материалы из художественной литературы, из биографий ученых. Некоторые ограничиваются только обдумыванию логики и доказательств.

В содержательной информации учитель стремится выделить необходимое эмоциональное ядро, проникается атмосферой предстоящей деятельности. Это один из элементов той психологической подготовки, о которой речь шла выше.

Будущему, как и начинающему учителю необходимо репетировать способы общения пред зеркалом. С помощью этого приема достигается послушность собственного психофизического аппарата (тела, мимики, голосовых и речевых данных и т.п.). А это очень важно, так как путь к яркому внешнему выражению своего чувства и отношения к материалу лежит, с одной стороны, через глубокое постижение последнего, а с другой стороны – через органичный сплав чувства техники, техники и содержания материала. Иначе говоря, содержание деятельности диктует и форму ее организации.

Сложнейшим этапом процесса управления творческим самочувствием является момент непосредственно перед общением с классом. Вся ранее проведенная работа по организации творческого состояния дает о себе знать. Необходимо аккумулировать накопленное и направленно вызвать в себе творческое самочувствие.

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что активатором собственного предстартового состояния является сам педагог: он стимулирует себя к предстоящей работе через осознание ее целей и важности, он намечает для себя цели и зависимости, чтобы ощутить новизну, привлекательность предстоящей деятельности даже на знакомом материале. Учитель должен добиться бодрого самочувствия.

Можно ли это сделать с помощью методов самовоспитания? Как?

Какова роль психологической установки на данном этапе?

Какой стадии общения соответствует данный этап?

Прогнозирование взаимодействия с ребенком

Можно ли спрогнозировать взаимодействие с ребенком?

Как, что необходимо при этом учитывать?

Зачем это нужно учителю?

Используя риторические «нельзя», запишите правила поведения на уроке.

При планировании урока превратите речь в монолог, для того, чтобы лишиться контакта с классом.

Начинайте прогнозировать взаимодействие с детьми в плохом настроении.

Прогнозируя взаимодействие с детьми, вспоминайте все свои неудачные моменты при работе с классом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...

Теоретический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, ч ...

Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов
Занятия были проведены в средней и старшей группах дошкольного учреждения. Список детей средней группы: Никитин Влад; Берестень Оля; Петрушина Лиза; Макаров Иван; Падалец Женя; В течение проведения занятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Сказка, предложенная для драмати ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru