Так как BC – общая сторона двух треугольников ABC и HBC, а точки C`, B` и L, M являются серединами других их сторон соответственно, то отрезки C`B` и LM параллельны прямой BC. Аналогично, так как AH – общая сторона двух треугольников BAH и CAH, то оба отрезка C`L и B`M параллельны прямой AH. Следовательно, B`C`LM – параллелограмм. Так как отрезки BC и AH – перпендикулярны, то этот параллелограмм – прямоугольник. Аналогично, A`B`KL – прямоугольник. Следовательно, A`K, B`L, C`M являются тремя диаметрами окружности, как показано на рисунке.
Так как ÐA`DK – прямой, то эта окружность проходит через точку D. Точно также она проходит через точки E и F.
В итоге получаем:
Теорема 8.1. Основания трех высот произвольного треугольника, середины трех его сторон и середины трех отрезков, соединяющих его вершины с ортоцентром, лежат на одной окружности радиуса (Ѕ)R.
Теорема 8.2. Центр окружности девяти точек лежит на прямой Эйлера, точно в середине отрезка между ортоцентром и центром описанной окружности.
Решение задач:
Задача № 54, 56-58 из задачника.
Домашнее задание:
Решить задачи №№59-63.
Педальный треугольник
Ортотреугольник и серединный треугольник являются примерами сопутствующих треугольников более общего типа. Пусть Р – любая точка внутри данного треугольника АВС, и пусть из точки Р на стороны АВ, АС, ВС опущены перпендикуляры РA1, РB1, РС1. Треугольник, А1В1С1 вершинами которого являются основания этих перпендикуляров, называется педальным треугольником треугольника АВС для педальной точки Р.
Теорема 9.1: Если расстояния от педальной точки до вершин треугольника АВС равны x, y, z, то длины сторон педального треугольника равны
В частном случае, когда , это утверждение общеизвестно.
Теорема 9.2: Третий педальный треугольник подобен исходному.
Доказательство следует из чертежа.
Решение задач:
Задачи №36-41.
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе. Решить задачи №№ 16-25.
4.2.10 Контрольная работа
Данная контрольная работа состоит из 2 вариантов, каждый вариант содержит 4 задачи.
1. Вариант
1. Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, которая является центром вписанной в этот треугольник окружности.
2. Докажите, что серединные перпендикуляры сторон треугольника пересекаются в одной точке, совпадающей с центром описанной около этого треугольника окружности.
3. Докажите, что биссектрисы внутреннего и внешнего углов при вершине С треугольника АВС равны тогда и только тогда, когда .
4. Дан треугольник АВС. Известно, что биссектриса СС1 внутреннего угла при вершине С равна биссектрисе СС2 внешнего угла при той же вершине. Может ли прямая СВ быть биссектрисой угла С1СС2?
2. Вариант
1. Докажите, что медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся в ней в отношении 2:1, считая от вершин треугольника.
2. Докажите, что точка М, лежащая внутри треугольника АВС является точкой пересечения его медиан тогда и только тогда, когда треугольники АВМ, ВСМ, САМ равновелики.
3. Может ли центр описанной окружности треугольника АВС лежать на его: а) стороне, б) высоте, в) биссектрисе, г)средней линии?
4. Докажите, что в прямоугольном треугольнике медиана и высота, проведенные из вершины прямого угла, образуют равные углы с катетами.
Все предложенные задачи взяты из части «Задачи для самостоятельного решения» приложения (В1: №1 – 1, №2 – 2, №3 – 8, №4 – 9, В2: №1 –15, №2 – 16, №3 –20, №4 – 21).
Экспериментальная часть данной дипломной работы проводилась на базе ГОУ СОШ ЦО №1406, в десятых классах переводчиков и педагогов. В содержание апробации факультативного курса входило 12 занятий: по 9 основным темам, 2 занятия увеличенных по времени (1 занятие – 3 урока) специально отведенные для дополнительного решения задач и одно занятие – контрольная работа для проверки качества усвоения материала. Из каждого класса на факультативные занятия приходили практически все учащиеся. Надо отметить, что среди посещавших занятия учащихся был замечен огромный интерес к изучаемому материалу. Интерес учащихся выражался в их заинтересованности. Новизна изучаемого материала узнаваемого ими на основе уже имеющихся у них знаний и их новая интерпретация особенно нравилась ученикам. Учащиеся с огромным интересом делали чертежи предлагаемых теоретических фактов и решаемых на занятиях задач, и искали их модификации, а также выполняли задания направленные на их самостоятельную деятельность в подготовке исторических справок по изучаемому материалу. Еще один важный результат – учащиеся вне факультативных занятий, на уроках геометрии, искали пути применения новых знаний, и им это иногда очень успешно удавалось. Так же особый интерес у учащихся вызвало электронное сопровождение курса, специально для него разработанное. Электронное сопровождение курса особенно понравилось учащимся, так как в нем можно было самостоятельно создавать чертежи к содержанию занятий и произвольно их модифицировать, тем самым рассматривать различные случаи рассмотрения изучаемых фактов.
Познавательно о обучении:
Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого
воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...
Обмен нуклеотидов и его нарушения
Нуклеотидами называются соединения, состоящие из азотистого основания, углевода-пентозы и фосфорной кислоты. Примером может служить уридиловая кислота: В типичном нуклеотиде связь между атомом "N" цикла и первым атомом углерода пентоза - b-N-гликозидная, а связь между остатков фосфорной к ...
Методические рекомендации по развитию одаренности в области
художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...