Обозначив точки касания как на рисунке, т.к. две касательные из одной точки к окружности имеют одинаковые длины, то: ;
Следовательно, касательная из точки В (или любой другой вершины) к вневписанной окружности, расположенной за противолежащей стороной, имеет длину s. Действительно: .
Кроме того, так как: .
И так далее, то также и: .
Решение задач:
1. Пусть М – точка на стороне АС треугольника АВС. Обозначим через R1 и R2 радиусы окружностей, описанных около треугольников АВМ и СВМ соответственно. Докажите, что R1 относится к R2, как АВ к ВС.
2. Даны окружность и точка А вне ее. АВ и АС – касательные к окружности (В и С – точки касания). Докажите, что середины двух дуг, на которые разделена данная окружность точками В и С, являются центром вписанной и вневписанной окружности треугольника АВС.
3. Пусть J – центр окружности, вписанной в треугольник АВС, Ja – центр вневписанной окружности (касающейся сторон ВС и продолжений сторон АВ и АС). Докажите, что точки В, С, J, Ja – расположены на одной прямой.
4. Пусть J – центр окружности, вписанной в треугольник АВС. Докажите, что прямая AJ проходит через центр окружности, проходящей через точки В, С и J.
5. Пусть Ja – центр вневписанной окружности. Найдите угол AJaB, если угол АВС равен b.
6. Три окружности радиусам 1, 2, 3 попарно касаются друг друга внешним образом. Найдите радиус окружности, проходящей через точки касания этих окружностей.
Домашнее задание:
Решить задачи 5-6 и доделать задачи из классной работы.
Сделать доклад о Штейнере и Лемусе.
Теорема Штейнера-Лемуса
Этап 1. Проверка домашнего задания.
Этап 2. Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся формулируют определения и теоремы, изученные на прошлых уроках.
Этап 3. Введение нового материала (объяснительно иллюстративный способ).
Учащиеся рассказывают подготовленную историческую справку о Штейнере и о Лемусе.
Ученики записывают формулировку теоремы.
Теорема 5.1: Любой треугольник, у которого равны длины биссектрис двух углов (измеряемые от вершины до противоположной стороны), является равнобедренным.
Одно из простейших доказательств этой теоремы опирается на следующие две леммы:
Лемма 5.1.1: Если две хорды окружности стягивают различные острые углы с вершинами на этой окружности, то меньшему углу соответствует меньшая хорда.
Доказательство: Две равные хорды стягивают углы с вершиной в центре окружности и равные углы (как их половины) с вершинами в соответствующих точках на окружности. Из двух не равных хорд более короткая, находясь дальше от центра, стягивает меньший угол с вершиной в центре и, следовательно, меньший острый угол с вершинами на окружности.
Учащиеся дома должны записать это доказательство в символьной форме
Лемма 5.1.2: В треугольнике с двумя различными углами меньший угол обладает большей биссектрисой.
Доказательство: Пусть АВС – треугольник, в котором угол В меньше угла С, как на рисунке; пусть отрезки BM и CN делят пополам углы В и С. Мы хотим доказать, что |BM|>|CN|. Возьмем точку М` на отрезке ВМ так, чтобы ÐM`CN=1/2 ÐB. Так как это угол равен углу M`BN, то четыре точки N, B, C, M` на одной окружности. Поскольку ÐB < 1/2(ÐB+ÐC) < 1/2(ÐA+ÐB+ÐC), то ÐCBN < M`CB <90°.
По лемме 5.1.1 |CN|<|M`B|. Следовательно, |BM|>|BM`|>|CN|.
Доказательство теоремы: Часто бывает, что теорема может быть выражена в форме «противоположной к обратной» – эквивалентной к обратной. Вместо доказательства теоремы 5.1 для нас будет достаточно доказать, что если в треугольнике АВС: В ¹ С, то |BM| ¹ |CN|. Но это есть прямое следствие леммы 5.1.2.
Познавательно о обучении:
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: ди ...
Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у
дошкольников
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения ...
Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...