Планирование занятий
Обобщенная теорема синусов
Теорема синусов – это тригонометрическая теорема, которой мы будем часто пользоваться.
К сожалению, в учебниках она обычно появляется в урезанной форме, и в этом виде она не приносит всей той пользы, которую могла бы дать обобщенная теорема. Поэтому докажем эту теорему в желательной для нас форме.
Давайте вспомним формулировку теоремы синусов, о чем в ней говориться?
Учащиеся формулируют известную им теорему синусов (если требуется, то с помощью учителя).
Формулировка: стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов:
.
Мы начинаем с треугольника АВС и описываем вокруг его окружность с центром в точке О и радиусом R, как показано на рисунке. Проведем диаметр CJ и хорду BJ.
Что можно сказать про угол CBJ?
Он прямой.
Почему?
Потому что он вписан в окружность и опирается на диаметр.
Да, в обоих случаях ÐCBJ – прямой, так как он вписан в полукруг.
Следовательно, как тогда можно выразить sinÐJ?
Рассмотрим рисунок.
Что вы можете сказать про углы J и A, какие они?
Они равны.
Почему?
Потому что они опираются на одну и ту же дугу окружности.
На рисунке ÐJ=ÐA, поскольку углы J и A опираются на одну и ту же дугу окружности.
А на втором рисунке, что вы можете сказать про углы J и A, какие они?
Скажите, вот вы сделали дополнительные построения, какую фигуру вы видите на рисунке.
Треугольник.
Скажите, какие дополнительные построения вы сделали?
Вокруг имеющегося треугольника мы описали окружность, построили диаметр CJ и хорду BJ.
Какая в итоге получилась фигура?
Четырехугольник, вписанный в окружность.
Так что можно сказать про углы J и A данного четырехугольника, какие они?
Противоположные.
А что вам известно про противоположные углы вписанного четырехугольника?
Они являются дополнительными.
Что это значит? Какой можно из этого сделать вывод? Как это можно записать?
ÐJ = 1800 – ÐА
Давайте посчитаем синус ÐJ.
sinÐJ = sin(1800 – ÐА)
А это почему?
Потому что противоположные углы вписанного четырехугольника являются дополнительными.
И что из этого следует? Какой можно сделать вывод? Чему же равен sinÐJ?
sinÐJ=sinÐA
Чем вы воспользовались, чтобы получить это равенство?
Мы воспользовались равенством sin q = sin (1800 – q).
Скажите, этот вывод относится к какому рассматриваемому случаю, 1 или 2?
К обоим.
Почему к обоим?
Потому что данное равенство sin q = sin (1800 – q) справедливо для этих двух случаев.
Теперь на основании сделанных умозаключений давайте сделаем вывод, что sinÐA = a/2R, так как sin q = sin (1800 – q), и получим что a/sinÐA=2R.
Аналогично, если проведем подобные рассуждения, получим такие же результаты для остальных углов.
Объединяя результаты, мы можем сформулировать обобщенную теорему синусов следующим образом:
Запишем обобщенную теорему синусов.
Теорема 1.1: Для треугольника АВС с радиусом описанного круга R выполнены соотношения:
a / sinÐA = b / sinÐB = c / sinÐC = 2R.
Решение задач:
Приведенные ниже задачи разделены на 2 блока. Задачи из блока 1 – это задачи на применение теоремы синусов, задачи из блока 2 – задачи на применение обобщенной теоремы синусов.
Задачи блока 1 можно предложить для решения учащимся до введения нового материала.
Блок 1.
1. С помощью теоремы синусов решите треугольник, если:
а) ÐА=600, ÐВ=400, с =14
б) ÐА=300, ÐС=750, b = 4,5
в) ÐА=800, a = 16, b = 10
г) ÐB=450, ÐC=700, a = 24,6
д) ÐА=600, a = 10, b = 7
2. В треугольнике АВС АС=12, ÐА=750, ÐС=600. Найдите АВ и SABC.
3. Найдите стороны треугольника АВС, если ÐА=450, ÐВ=300, а высота AD равна 3 метрам.
4. В параллелограмме
. Найдите ÐBDC и ÐDBC.
Познавательно о обучении:
Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования
В современных условиях социально-экономических изменений, обновления и повышения качества образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно ...
Особенности лексико-семантического строя речи у детей с общим
недоразвитием речи
Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механизмов патогенеза является несформированнос ...
Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за
объектами живой природы
Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на ...