Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания

Новая педагогика » Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания

Страница 6

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учили любить Отечество, свой героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.

Проведенный нами анализ действующих в настоящее время программно-методических материалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности. Не входит в школьную программу "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого, не изучается "Молодая гвардия" А.Фадеева, мало кто из учащихся знает "Судьбу человека" М.Шолохова, "Русский характер" А.Толстого. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются поверхностно. В обзорную литературу входят произведения К.Симонова, А.Твардовского, Ю.Бондарева, В.Быкова, В.Кондратьева, В.Некрасова и др., но нет в этом списке произведений Э.Асадова, В.Каверина, В.Кожевникова, А.Чаковского и др. При этом обзорное изучение, в отличие от текстуального, не предполагает детального углубления. Один из пунктов Требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит: "Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции". В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на уроках литературы изучение романов и повестей, в которых остро звучит тема Родины: "Зарницы войны" Э.Асадова, "Выбор" Ю.Бондарева, "А зори здесь тихие ." Б.Васильева, "Март—апрель" В.Кожевникова, "Судьба" П.Проскурина, "Живые и мертвые" К.Симонова, "Война" И.Стаднюка, "Блокада" А.Чаковского и др.

Необходимо отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы военно-патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. В этой связи следует упомянуть об учебниках по граждановедению. Некоторые из них совершенно лишены того, что делает человека гражданином, — уважения к духовным истокам национальной культуры. Примером антипатриотического воспитания может служить учебник по граждановедению В.Я.Соколова, рекомендованный Минобрнауки России, Вот некоторые фрагменты из учебника: " .И сложил Ермак свою буйную голову на земле, принадлежащей народам Сибири , Как бы вы назвали такие действия царской власти по отношению к другим народам? Можно ли считать, что воины Ермака исполняли свой конституционный долг?", — резюмирует автор учебника. Особое внимание в учебнике уделено негативным моментам в современной российской армии. Школьникам подробно рассказывается про "дедовщину" и т.п. И хотя автор открыто не призывает уклоняться от военной службы, но старательно перечисляет мотивировки такого уклонения, после чего следует совет побольше разузнать о комитете солдатских матерей.

Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. Здесь уместно привести мнение Т.И. Тюляевой о том, что "в сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России .".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Роль педагогических инноваций в современном образовании
В данном параграфе будут раскрыты разнообразные подходы к типологии педагогических инноваций, так как они отражают понимание учеными и педагогами - практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили. Общепринятой типологии или классификации нов ...

Апробация и экспертиза образовательных электронных изданий и ресурсов
Образовательные электронные издания и ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных качественных характеристик разработанных средств информатизации образования на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общ ...

Зачет как одна из форм организации контроля
Одним из самых больных, узких мест реализации школьной реформы является ярко проявившееся противоречие между необходимостью, с одной стороны, повысить качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каждого предмета и, с другой стороны, острым дефицитом учебного в ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru