Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания

Новая педагогика » Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания

Страница 6

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учили любить Отечество, свой героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.

Проведенный нами анализ действующих в настоящее время программно-методических материалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности. Не входит в школьную программу "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого, не изучается "Молодая гвардия" А.Фадеева, мало кто из учащихся знает "Судьбу человека" М.Шолохова, "Русский характер" А.Толстого. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются поверхностно. В обзорную литературу входят произведения К.Симонова, А.Твардовского, Ю.Бондарева, В.Быкова, В.Кондратьева, В.Некрасова и др., но нет в этом списке произведений Э.Асадова, В.Каверина, В.Кожевникова, А.Чаковского и др. При этом обзорное изучение, в отличие от текстуального, не предполагает детального углубления. Один из пунктов Требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит: "Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции". В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на уроках литературы изучение романов и повестей, в которых остро звучит тема Родины: "Зарницы войны" Э.Асадова, "Выбор" Ю.Бондарева, "А зори здесь тихие ." Б.Васильева, "Март—апрель" В.Кожевникова, "Судьба" П.Проскурина, "Живые и мертвые" К.Симонова, "Война" И.Стаднюка, "Блокада" А.Чаковского и др.

Необходимо отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы военно-патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. В этой связи следует упомянуть об учебниках по граждановедению. Некоторые из них совершенно лишены того, что делает человека гражданином, — уважения к духовным истокам национальной культуры. Примером антипатриотического воспитания может служить учебник по граждановедению В.Я.Соколова, рекомендованный Минобрнауки России, Вот некоторые фрагменты из учебника: " .И сложил Ермак свою буйную голову на земле, принадлежащей народам Сибири , Как бы вы назвали такие действия царской власти по отношению к другим народам? Можно ли считать, что воины Ермака исполняли свой конституционный долг?", — резюмирует автор учебника. Особое внимание в учебнике уделено негативным моментам в современной российской армии. Школьникам подробно рассказывается про "дедовщину" и т.п. И хотя автор открыто не призывает уклоняться от военной службы, но старательно перечисляет мотивировки такого уклонения, после чего следует совет побольше разузнать о комитете солдатских матерей.

Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. Здесь уместно привести мнение Т.И. Тюляевой о том, что "в сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России .".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста
В развитии ребёнка в психолого-педагогической литературе определяется несколько этапов (возрастных периодов): младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростковый, или средний школьный во ...

Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники о ...

Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении психодиагностики
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru