Соматогностические нарушения
1. «Тактильное домино»
Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами: произвольно только правой, левой рукой.
2. «Предметы с различной фактурой поверхности»
Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.), затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом – одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
3. «Распознай буквы – получишь слово»
Из объемной азбуки составьте слово (из 4 – 5 букв) и предложите ребёнку последовательно ощупав все буквы, прочитайте его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.
Нарушения зрительного гнозиса
1. «Что перепутал художник?»
Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет фон (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагается различить на таком фоне фигуры, т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения.
2. «Письмо в воздухе»
Нарисовать в воздухе перед ребенком различные буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать. Затем в воздухе прописываются их сочетания, а так же целые слова.
3. «Найди букву»
Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернуты. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
Нарушения пространственного гнозиса
1. «Дальше - ближе»
Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем…», «дальше, чем…», «ближе, чем…, но дальше чем…».
2.«Что находится справа от меня?»
Попросите ребенка, не поворачиваясь перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
3.«Покажи направление»
Научите ребенка показывать направления рукой (потом – только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, справа налево, затем – по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз).
Нарушения слухового гнозиса
1. «Подбери картинку»
Упражнение состоит в узнавании и названии ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок.
2. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой
Детям предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.
3. «Найди общий звук»
Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей. Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: «о» в молоко.
4. «Составь много слов из одного»
Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например, из слова «государство» можно составить такие слова, как гора, город, рот, дар, дуга и др.
Методы восстановления и коррекции при нарушении внимания
1.
«Будь внимателен!»
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находиться на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепиано или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.
Познавательно о обучении:
Использование телепередачи на занятиях
Существенное значение имеет общая психологическая подготовка учащихся к восприятию этого фрагмента, четкое определение цели и задачи предстоящего просмотра. К каждому фрагменту необходимо дать задание: вопросы. Эти задания выполняются после просмотра фрагмента. Вопросы надо задавать устно. Успешнос ...
Высшее экономическое образование в России на рубеже веков
Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине, однако на сегодня не оценены содержательные результаты ...
Портретный жанр в советской живописи
В русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в з ...