Основными задачами на данном этапе выступают:
1) формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний и представлений;
2) привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников коррекционного процесса.
Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективными оказались следующие:
1) совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
2) анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
3) индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика).
Наряду с индивидуальными формами желательной является групповая форма работы с родителями.
Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
Нами предложен ряд групповых тематических консультаций:
Из опыта семейного воспитания «Труд – лучший воспитатель»
«Готовим руку к письму»
Устный журнал «Воспитание без наказаний»
«В стране математики»
«Развиваем ум и смекалку»
«Чем и как занят ребенок дома?»
«Звукобуквенный город»
Активные формы работы представлены семинарами-практикумами при действенном участии родителей. Тематика семинаров-практикумов взаимосвязана с таковой групповых консультаций и способствует овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками:
1) внимательное отношение (навыки наблюдения за развитием ребенка);
2) значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения;
3) помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика);
4) развивающие игры в коррекционной работе с детьми;
5) грамматика общения;
6) коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики;
7) психологический практикум по профилактике детских неврозов;
8) формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму;
9) формирование пространственных представлений у детей средствами изодеятельности.
Такой вид работы, как групповые собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей.
Состав родительских групп может быть как однородным в плане родительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей с низким уровнем мотивации участвуют таковые с высоким уровнем, выполняя роль интегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия.
Папка «Портрет семьи»
Анкета для родителей по развитию речи
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет нам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
Конфиденциальность гарантируем.
Ф. И., год рождения ребенка.
Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?
Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?
Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая).
Задает ли вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?
В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные ухи, много стулов, моя яблоко).
Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?
Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
Грамотно строит предложения? Может интересно рассказать о своих впечатлениях?
После чтения рассказа или сказки может ее рассказать?
Рассказывает истории, которые легко понять, т.е. соблюдена структура рассказа начало, середина, конец?
Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
Участвует в длительных и подробных беседах?
Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?
В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?
Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи или вам необходима помощь наших педагогов?
Какая форма педагогической помощи вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?
Устраивает ли вас работа дошкольного учреждения по данному вопросу?
Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании, консультации?
Ваши замечания, предложения, пожелания.
Познавательно о обучении:
За роялем без слез, или я – детский педагог
Татьяна Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила ...
Психолого-педагогические аспекты формирования
лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого ...
Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий ...