Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.
Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку.
Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей.
Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции.
Форма сюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собой педколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры «Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска, героизма и авантюр – очень привлекателен для подростков и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.
Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.
Таким образом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя положительно и отвечает главной цели программы – создание условий для самоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жестко установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках сюжета.
Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.
Создание благоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основе сюжетно-ролевой игры.
Выявление и развитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детского творчества.
Задачи смены
Создание микроклимата доброго общения;
Создание коллектива (коллективов – отрядов) детей, подростков и взрослых на принципах принятия, сотрудничества, творчества;
Апробация программы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря.
Включение каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.
Создание условия для реализации творческих способностей детей.
Коллективно-творческая деятельность:
подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;
поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.
Продуктивная деятельность:
участие детей и подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;
ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
Игровая деятельность:
участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;
ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры.
Оздоровительная деятельность:
Ежедневная утренняя зарядка;
Ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день)
участие детей и подростков в различных классах – мастерских – фольклор, танцы и т.п.
воздушные ванны и водные процедуры.
Психологическое направление:
изучение психологических особенностей каждого ребенка;
создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.
Познавательно о обучении:
Контроль знаний и умений учащихся по физике
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся: – диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; – учет результативности отдельног ...
Социально–педагогическая деятельность в ДОУ для детей с ЗПР
Должность социального педагога совсем недавно появилась в штатном расписании дошкольного учреждения. Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состо ...
Человекоцентрированный подход в образовании
Эта модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту К. Роджерсу, который считает, что педагогика, как и терапия, должна помогать человеку быть здоровым, то есть быть самим собой, иметь адекватные представления о своих возможностях и постоянно развив ...