• наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы, неформальных групп);
• наличием у детей определенных уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов; трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;
• вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.
Существенным признаком процесса воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Анализ исследований позволил выявить, что ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, в семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания:
•единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме;
• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности;
• нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нравственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;
• педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями;
• объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обслуживающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса, которая состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.
Процесс воспитания становится управляемым, если найдена «педагогическая инструментовка» (А.С. Макаренко), адекватная его целям и задачам, а также психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Нравственный процесс эффективно осуществляется как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. «Нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через усвоение знаний, умений и навыков, а в результате эмоционально-духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение. Поэтому учение – это средство, используемое в воспитании, точнее, одно из средств (наряду с игрой, трудом и общением), формирование отношения ученика к предметам и явлениям его окружения» .
Современная педагогика переживает период внедрения новой образовательной парадигмы, фундаментом которой является личностно ориентированный подход, который, в свою очередь, обусловливает серьезную потребность в глубоком познании динамики становления личностных качеств ребенка. По мнению академика РАО Е.В. Бондаревской, «эпицентром в школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей». Учащиеся взрослеют, развиваются, и вместе с этим обостряется позиция субъекта воспитания, и процесс воспитания становится процессом самовоспитания, саморазвития. Дети, усваивая нравственные нормы, овладевая различными способами деятельности, становятся представителями культурной среды, культурное общество, воспитывая и обучая, обеспечивает свою стабильность. В этом контексте вопросы нравственного воспитания имеют непреходящий характер. «Обучение должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка».
Познавательно о обучении:
Структура и виды программы
Программа дисциплины является документом, отражающим содержание дисциплины, который обязателен для выполнения в учебных заведениях профессионального технического образования (ПО). Программы дисциплин бывают следующих видов: - типовые; - рабочие; - авторские. Типовая программа дисциплины представляе ...
Особенности руководства экспериментальной деятельностью
дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экс ...
Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста
Средний школьный возраст, особенно 5–7 классы, является наиболее ответственным для учителей и переломным в развитии подростка. В этот период происходит бурный биологический как количественный, так и качественный рост организма. В физиологическом развитии подростковый возраст характеризуется тремя о ...