Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 3

• наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы, неформальных групп);

• наличием у детей определенных уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов; трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;

• вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

Существенным признаком процесса воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Анализ исследований позволил выявить, что ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, в семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания:

•единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме;

• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности;

• нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нравственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;

• педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями;

• объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности.

Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обслуживающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса, которая состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания становится управляемым, если найдена «педагогическая инструментовка» (А.С. Макаренко), адекватная его целям и задачам, а также психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Нравственный процесс эффективно осуществляется как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. «Нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через усвоение знаний, умений и навыков, а в результате эмоционально-духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение. Поэтому учение – это средство, используемое в воспитании, точнее, одно из средств (наряду с игрой, трудом и общением), формирование отношения ученика к предметам и явлениям его окружения» .

Современная педагогика переживает период внедрения новой образовательной парадигмы, фундаментом которой является личностно ориентированный подход, который, в свою очередь, обусловливает серьезную потребность в глубоком познании динамики становления личностных качеств ребенка. По мнению академика РАО Е.В. Бондаревской, «эпицентром в школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей». Учащиеся взрослеют, развиваются, и вместе с этим обостряется позиция субъекта воспитания, и процесс воспитания становится процессом самовоспитания, саморазвития. Дети, усваивая нравственные нормы, овладевая различными способами деятельности, становятся представителями культурной среды, культурное общество, воспитывая и обучая, обеспечивает свою стабильность. В этом контексте вопросы нравственного воспитания имеют непреходящий характер. «Обучение должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Оценка знаний, навыков и умений
Количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися, выражается в баллах (отметках), а качественная - в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся. После 1917 г. в России получила развитие идея обучения без отм ...

Проблемы методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения приняты 6 октября 2009 года (Приказ № 373 Министерства ...

Методические рекомендации по использованию видеоматериалов на уроках английского языка
Мы считаем возможным дать несколько методических рекомендаций для использования видеоматериалов на уроках английского языка с целью развития навыков говорения: Использование видеоматериалов на уроке английского языка должно быть уместным к теме урока для лучшего запоминания учащимися тем, предусмот ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru