Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 5

В младшем школьном возрасте одним из эффективных средств формирования нравственных качеств личности является искусство (Э.Н. Гусинский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Б.Т. Лихачёв,

В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева и др.). Средствами искусства осуществляется процесс развития: воображения, памяти, мышления, воли и других психических процессов, но, главное, воспитываются нравственно-волевые качества, такие как терпимость, усидчивость, настойчивость, упорство, целеустремленность, стремление анализировать, сравнивать. Искусство в образовательном процессе школы выступает не только как фактор воспитания, но и как фактор гуманизации образования. Приобщение детей к искусству, по мнению Б.М. Неменского, ведёт к формированию у них умения творить прекрасное в своей повседневной жизни путем включения в обучение видов искусств литературы, музыки, изобразительного искусства, достигая успеха благодаря проявленным нравственно-волевым качествам.

Нравственные ценности в личности младшего школьника осознаются, присваиваются и переводятся в личностные смыслы или в разнообразные виды собственной творческой деятельности. И на этом этапе деятельность педагогов направлена на изучение особенностей каждого ребенка, развитие их индивидуальных особенностей и педагогической поддержки. «Нравственное воспитание – это усвоение воспитанниками норм и правил поведения, выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков».

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как показывает анализ исследований, с четырьмя положениями:

• общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

• каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера;

• само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

• знание нравственных норм важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.

Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества.

Нравственное воспитание – это формирование индивидуальных личностных качеств в человеке. Нравственные качества не даются ребенку от рождения, их он приобретает в процессе социализации, воспитания и обучения, а цели обучения исходят из целей жизни и развития общества. Задача всякого обучения – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности. Развитие нравственной сферы ребёнка во многом зависит от коллективной организации деятельности детей, от способности соединять в единую точку «хочу» и «могу», от соподчинённости мотивов и умения осуществлять самоконтроль своих действий в процессе деятельности. С точки зрения педагогической науки, стоящей на позиции гуманистической педагогики, ребёнку необходимо обеспечить педагогическую поддержку и создать такие условия, которые помогли бы ему проявить свои лучшие нравственные качества и обеспечить успех в решении трудных учебных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...

Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов
С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного ка ...

Проблемы формирования воображения у младших школьников с ОНР
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru