Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 2

Демократические преобразования в обществе привели к возникновению гуманистической модели образования, которая складывается благодаря теоретическим воззрениям ученых, определивших развитие педагогической науки. Гуманистический подход к обучению и воспитанию (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн и др.), личностно-ориентированный подход (О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.А. Люблинская и др.), обусловливающий построение процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей развития ребенка в младшем школьном возрасте. Они утверждали, что организованным воспитанием и обучением в первую очередь необходимо начинать заниматься с детьми начальных периодов школьного развития, так как в этом возрасте происходит быстрая усвояемость преподаваемого материала. Воспитание – главный инструмент, через который возможны передача и воплощение основных ценностей и целей развития общества.

«Воспитание – это длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом» [14, с. 156]. Воспитание как средство овладения элементами культуры направлено на то, чтобы воспитуемый под разносторонним воздействием воспитателя принимал определенные ценности культуры. В результате воспитание становится личностной характеристикой, определяющей уровень сознания, поведения, нравственно-волевой сферы.

По мнению Е.В. Бондаревской, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс воспитания личности как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни. В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить жизнь, достойную человека. Воспитание – это особая сущностная человеческая деятельность, когда воспитатель реализует себя и представляемую им культуру через личность ребенка, поскольку эта потребность изначальна и сущностная для человека как стремление утвердить и выразить свое через другого. Воспитание – это обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления.

Гуманистическая модель образования культуросообразного типа утверждает ценности образования – идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Воспитательный процесс – это процесс, благодаря которому «осуществляются внутренние изменения в человеке, происходит формирование его личности». Воспитательный процесс многогранен – его участниками являются и дети, и взрослые, и воспитательная среда, благодаря которой формируется личность. Ребенок в воспитательном процессе является как объектом, так и субъектом воздействия. Воспитательный процесс – непрерывный процесс решения педагогических задач. По мнению Н.Е. Щурковой, «Воспитанные дети – это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть на уровне философского восприятия предметной многообразной, беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились». Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности осложняется широким кругом обстоятельств:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Основные принципы андрагогики
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, ...

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эм ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru