Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 4

На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научаются следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Автор считает учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, отмечает Л.И. Божович, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

•склонность к игре, где в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение, учиться соблюдать правила, считаться с другими, получает уроки справедливости, ответственности, честности, правдивости, самостоятельности;

•невозможность долго заниматься монотонной деятельностью, дети 6–8-летнего возраста не могут удержать свое внимание на одном предмете более 7–10 минут, поэтому необходима частая смена деятельности во время занятий;

• недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;

•существующие противоречия между знанием, как нужно и практическим применением;

• неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.

По этому поводу В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, в формировании общечеловеческих норм нравственности. В младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». Нравственное воспитание, по мнению А.А. Гусейнова, определяет реальные общественные отношения, которые в сознании человека отражаются в виде оценочных шаблонов и правил поведения. Нравственное воспитание всегда зависит от тех ценностей, которые транслируются в общество, они объединяют процесс воспитания и обучения, обусловливают формулировку правил, регулирующих отношения между людьми. В этом общении личность получает нравственную практику, которая соответствует его нравственным смыслам, ценностным значениям и правилам, которые великие просветители называли «золотое правило нравственности» (П. Кропоткин, В. Ключевский, Х. Томасиус и др.).

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Но моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или вы – глядеть как обучающие или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

По мнению И.А. Каирова, необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связанно с осознанием образцов нравственного поведения и способствуют формированию моральных оценок и поступков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Методика изучения физики
Методика изучения физики может быть представлена в виде определенной последовательности ступеней работы. Эти ступени четко структурируют каждый урок (речь идет о сдвоенных уроках в начале учебного дня, идущих каждый день в течение 3–4-х недельного периода – учебной эпохи-погружения по данному предм ...

Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Необходимыми условиями реабилитационного процесса в интернатном учреждении могут являться разработанные нами в ходе исследования, следующие педагогические принципы: принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребенок встречает истинное пр ...

Методика проведения занятий по технологии машинной вышивки в XI классе
Образовательные программы включают в себя элементы планирования. Для учета новых требований к подготовке специалиста планирование образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях должно быть перспективным. Это позволит отразить в программах учебных дисциплин и ввести в конкретные тем ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru